Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Гималайское кольцо 2007. Дневник экспедиции

7 мая 2013
"Гималайское Кольцо" - 12 сентября

Из вчерашних воспоминаний – овца стоила 1200 юаней. Съели всю. Завтрак проспали. Первым делом идем смотреть самую знаменитую мечеть Кашгара – мечеть, вмещающую одновременно 10000 молящихся. После буддистских храмов и монастырей не впечатлила совершенно. Наверное, произошло переполнение регистров восприятия – сначала Китай, потом – буддистский Тибет, на мусульманский Шелковый путь уже не хватает эмоций. Воображение рисовало картинки из 1001 ночи. Здесь все гораздо банальнее.

Идем гулять в старый город. Первый шок – чтобы попасть в старый город, надо купить билет. При этом мимо тебя проносятся электромопеды (китайская штучка – мопед на электрическом ходу, аккумуляторы которого заряжаются от розетки, китайское правительство всячески поддерживает их использование; в Кашгаре их особенно много), местные жители показывают пальцем, а дети смеются.

Старый город – череда узеньких улочек, состоящих из высоченных глинобитных заборов. Жители стараются улучшить свой быт и кое-где заменяют глину на современный кирпич. Вся жизнь происходит за забором. Заглядываем в один из двориков. Там сидит на кровати, стоящей посреди двора, бабуля, и явно позирует. Рядом дымится печка. Средневековый быт. Через какое-то время Акбар приводит нас в дом. Это его дом, где он живет вместе с 3 своими братьями (старший женат, есть ребенок), сестрой и мамой.

Пьем чай. Потом – обед в дорогущем ресторане. Можно заказать целую овцу. 680 евро. Ах, Акбар… Вечер посвящаем покупкам. Кашгарские шелковые ковры. Приезжаем на фабрику. Запал в душу коврик ручной работы. 20000 юаней. Торговался 1,5 часа. Отдали за 3750. Все равно это 500 долларов. Вечером приехал Кийом – владелец нашего китайского партнера – турфирмы. На редкость интеллигентный человек, согласившийся на все наши претензии. Все. Маршрут заканчивается. Завтра – Китайско-Киргизская граница.

 

"Гималайское Кольцо" - 13 сентября

Стартуем в 8:00 в сторону Китайско-Киргизской границы. Граница начинает работать в 9:00. В 9:15 мы на месте. Акбар суетится, что-то пытается понять… Первая команда. Выгрузить все вещи из машины. Выгружаем, переносим к просвечивающей установке. Ждем. Чего ждем? Пока придет специально обученный китаец и включит ее. Полчаса. Приходит китаец, проносим вещи. Ждем. Чего ждем? Пока придут пограничники и проверят паспорта. Час. В общем, на все про все – три часа. На входе в таможенный терминал – смешная рамка – стойка. Останавливаешься около нее – она измеряет температуру. От терминала до непосредственно границы – 100 км неасфальтированной китайской дороги, выходящей на перевал Торугарт. Это и есть бывшая Советско-Китайская граница. Пока едем, успеваем обогнать грузовики, успевшие пройти таможню раньше нас. В силу географии расположения постов таможня каждой из сторон до обеда работает на въезд, после – на выезд. Прямо на перевале стоит китайская вышка. Горы (Тянь-Шань!) разделены колючей проволокой. Интересно, как тут было во времена Советского Союза?

На перевале останавливаемся, Гена зачем-то лезет в багажник, попутно переставив ведро на крышу, чтобы не мешалось. Потом мы его обнаружим на следующей стоянке под Исык-Кулем… Километров через 10-15 после перевала – пост киргизских пограничников. Территория опутана колючей проволокой, внутри – здания барачного типа. Останавливаемся перед воротами. Граница на замке. Скоро появляется молоденький пограничник. Слегка удивлен – мы сегодня первые в эту сторону, они еще не успели пообедать. Все россияне? – Да. Не подождем ли? Конечно, подождем. Ждать пришлось не больше 5 минут. Разговор на чистом русском языке. Въезжайте, машину в бокс. Заезжаем. Сначала паспортный контроль. 5 минут – и у всех въездные штампики. Все, можете ехать. Как? А досмотр? – Не нужно. А декларации на автомобили? – У нас не требуется. Вот так. Свободная Киргизия демонстрирует нам образец лояльности к иностранным (российским) гражданам.

Дальше едем по Киргизии. Сначала горная каменистая дорога, потом постепенно, островками появляется асфальт, начинают попадаться селения. С первыми встреченными людьми понимаем, что мы на территории нашей бывшей большой родины, и это чувство, безусловно, позитивное. Никаких глинобитных хижин по краям дороги – нормальные советские домики, достойно ведущие себя на дороге водители… В каждом селении – придорожные кафешки (съели наконец, жареный окорочек),  надписи – преимущественно на русском, и все на нем и говорят. Около одной из кафешек – эстакада. Решаем на нее заехать, дабы посмотреть на авто снизу. У нисана от тряски открутился глушитель, и появилась дыра в гофре. То-то рычать стали громко. У Дефендера развалилась одна опора двигателя. 13-е число. Ремонта в Бишкеке не избежать. Звонит Паша Берестов. Он готов прилететь, дабы забрать одну из машин. Это здорово, заодно и опору двигателя доставит. Пока смотрим машины, понимаем, что экипаж Лунева, почувствовав вольный дух Родины, рванул вперед. Достать его мы уже не можем, встаем на ночевку на берегу быстрой тянь-шанской речки. Рядом – заросли кустов, усеянные желтыми точками. Светим фарами. Дикая облепиха. «В облепиховых кустах ты найдешь отдохновенье». Последний полевой лагерь.

 

"Гималайское Кольцо" - 14 сентября

Приходит смс-ка от Лунева, что они переночевали и двигаются к Иссык-Кулю. Нам до него 170 км. И до Бишкека от озера – еще 170. Едем к Иссык-Кулю. Дорога петляет по долинам Тянь-Шаня, взбираясь иногда на невысокие (для нас, бывалых, до 3000 м) перевалы, и приводит… к будке со шлагбаумом, возле которой трется дядька в трениках с отвисшими коленками. Биосферный заповедник. Проезд – 30 сомов (20 рублей). Для местных. Для россиян – 500. Пытаемся спорить. Получаем в ответ отборный русский мат. Все-таки Родина. Отдаем 1000 сомов за две машины в обмен на извинения.

Поскольку подъехали к озеру с юга, хотели поискать место для короткого отдыха с южной стороны, однако, новая связь с Луневым – они стоят на пляже за поселком Рыбачий (теперь, кажись, Балыкчи) с севера. Едем туда. Берег Иссык-Куля – сильно замусоренное место с прекрасными видами на Тянь-Шань. Хороший вход в воду. Вода – градусов 20, воздух – 25, но сильный ветер. Купаемся, скорее для того, чтобы потом рассказать, что купались в Иссык-Куле.

Стоим долго, едим дыню, пьем вино. Пока стоим, ветер успевает поменяться 2 раза, а Луневский экипаж - рассказать о своих приключениях. Оказывается, руль был доверен Диме Кутало, роль штурмана взял на себя сам Лунев, который не справился с пьянящим чувством Родины и, добавив еще пару бутылочек красненького, потребовал от водителя двигаться к озеру кратчайшим путем. Путь преградила железная дорога, которая была форсирована в лоб через насыпь, результатом чего стала погнутая рама Дефендера и «уехавшая крыша» (слегка съехавшая стойка багажника на крыше), а также треснувшая дыня в салоне. После этого Кутало перестал слушаться штурмана и не стал форсировать болото, внезапно возникшее между экипажем и озером. В результате экипаж все – же прибыл на берег означенного водоема, где и был найден расслабленно – отдыхающим.

В 16-00 выдвигаемся  в сторону Бишкека, позвонив предварительно Алене (легендарная личность – компания Горы Азии, именно она нашла нам китайского партнера Кийома) с просьбой забронировать гостиницу в Бишкеке. Ответ завораживает: во всем Бишкеке нет свободных номеров. Разгар горного сезона, все оккупировано западными альпинистами и треккерами. Можно переночевать во дворе их гостиницы, поставив палатки. Двумя машинами едем к ним, Лунев решает остаться на берегу Иссык-Куля, приехав в Бишкек 15-го с утра на указанный Геной сервис.

Выезжаем со стоянки у озера. Путь идет по центральной улице Рыбачьего. Знак «40». В какой-то момент из кустов показывается мигающая палочка. Тормозят обе машины. Я шел первый, мне и идти. На радаре – «58». «Ну мы же не будем портить друг другу настроение?» - «Конечно, нет», - отвечаю я, и протягиваю 10 долларов. Вопросительно – благодарный взгляд. «Это за две», - говорю. Взгляд слегка тускнеет. «Добавить бы»,- «Нет. Надо ехать» - «Ну, счастливо». Родина, но все-таки Азия.

Дорога до Бишкека – обычная российская, две широкие полосы, позволяющие обгонять посередине. Пятница, вечер, поэтому в основном, поток навстречу, к Иссык-Кулю. Главное, нет телег, велосипедистов и играющих детей. Гена четко по GPS, карте и рассказам Алены определяет наш путь. На очередном углу встречает сама Алена. Приехали.

Бросаем машины около гостиницы – и в ресторан. Меню читается как песня: разливная Балтика-7, маринованные грибочки, селедка с картошкой, борщ, жареный судак, черный хлеб, наконец. Все кругом говорят только по-русски, надписи кругом на русском. Вообще, Бишкек напоминает, скорее, периферийный российский город, чем независимую столицу. Даже в Украине меньше русского, чем в Киргизии. Много русского населения. Отношение – приветливое.

Гена заказывает китайский помидорный суп. Монстр. Счет тоже впечатляет. 4400 сомов – 115 долларов. На 7 человек это дорого. После Китая. После ресторана забегаем в супермаркет – купить вина и сыра. Сомов уже нет, но принимают карточки. Мастер не приняли – Виза. Угол двора, выделенного нам для ночевки, содержал стол и огромный топчан под навесом. Народ ставит палатки, еще один номер оказывается свободным, отдаем его семейным. За бутылочкой вина приходят все необходимые решения: как делить расходы на ремонтные работы (обе машины Паши Берестова – вот кто основной спонсор) и кому их перегонять. В перегоне решает принять участие Дима Туголуков. Таким образом, достаточно людей, чтобы перегнать обе машины в Москву сразу, что избавляет нас от необходимости прилетать за одной из них позже.

Здесь, собственно, активная часть маршрута подошла к концу. Через 3-е суток все машины были уже в городе-герое Москве…

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментарии (1)

владимир # 20 января 2014 в 03:12 0
Замечательно!!! Читал с огромным удовольствием. Заодно просмотрел 5 фильмов о Пёзском волоке. Вы занимаетесь не только интересными, но и полезными делами, особенно исследова-
ниями, посвящёнными изучению старины нашей Родины, внося свою лепту в восстановление памяти о её забытой и искажённой истории. На фоне культурно-массовой помойки, в которую попала наша страна, ваши фильмы и рассказы служат глотками свежего воздуха. Успехов вашему Фонду и команде интересных, увлечённых людей!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.