Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Гималайское кольцо 2007. Дневник экспедиции

7 мая 2013
"Гималайское Кольцо" - 25 августа

Долгие утренние сборы. Едем в знаменитые Дуньхуаньские пещеры Могао – памятник ЮНЕСКО. Из почти 500 пещер для посещения открыто около 60. Любые виды видео и фотосъемки в пещерах запрещены. Группы (по 180 юаней с человека) водят в десяток пещер, причем не обязательно в одни и те же. Причина банальна – интенсивное посещение быстро разрушает уникальные настенные росписи и скульптуры.

Внутри камер царит полумрак, да и то лишь на время открытия дверей для очередной экскурсии. Без ручного фонарика трудно разглядеть подробности фресок и изваяний. А посмотреть, действительно есть на что. Работы неизвестных мастеров с 4-го по 14-й века н.э. пребывают в прекрасном состоянии. Сочные краски, плавные линии, смешение эпох и направлений. О Могао написано много, и это действительно правда.

После хождения по пещерам в наших рядах прибавилось – испанка Кристина, путешествующая по миру «на халяву» нашла у нас понимание ее сермяжных проблем и временно заняла пустующее спальное место в одном из Лэнд Роверов.

Вторая половина дня – Гора поющего песка. Огромная песчаная дюна протяженностью в десятки километров и высотой в сотни метров. В глубине этой дюны прячется маленький оазис - озерцо Полумесяца характерной формы. И все это – в нескольких километрах от города. Вход платный. За загородкой процветает коммерция: к песчаным вершинам бредут караваны верблюдов с туристами на горбах, едут автомобильчики, летают моторные дельтапланы… За 10 юаней можно взять оранжевые бахилы и самому штурмовать песчаные склоны. Пение песка мы так и не услышали, по-видимому была неподходящая погода, неподходящее место и т.д. Вообще место занятное, но не более того.

Как водиться в этой экспедиции – под вечер – мы выезжаем в направлении города Голмуд. Впереди нас ждет высокогорье и первые серьезные перевалы. Идем в ночи примерно до высоты 3100 метров и останавливаемся на ночлег. Спешить здесь вредно, нужна акклиматизация.

 

"Гималайское Кольцо" - 26 августа

Встали утром в горном лагере на высоте 3100 метров. Хотя, за высоту эта отметка в здешних местах не считается, скорее наоборот. Продолжаем набор высоты. Вот и первый перевал 3700 метров. Потом – плавный спуск на Голмуд. Вокруг невысокие, сильно разрушенные горы. «Серпантинов» почти нет, дорога вьется по долинам и распадкам.

К вечеру прибываем в Голмуд. Путеводители называют его «воротами в Тибет». Причем, в зависимости от авторов и страны издания, отношение к этим «воротам» разниться от злобно-пренебрежительного до восторженного. Нам же этот город показался довольно стандартным «китайским» городом без особых достопримечательностей, который интенсивно строиться, живет как может и тянется к лучшей жизни вместе со всей Поднебесной.

Вечером знакомимся с центром, а так же с некоторыми его жителями – на смотровой площадке около парка долго общаемся с семьей полицейского. Он сам, жена, трое детей, родители. Все они немножко знают английский. Два сына и дочь одеты в традиционные одежды для занятия боевыми искусствами – удлиненные кафтаны желтого и красного цветов. Здесь же, на площадке, они демонстрируют нам несколько одиночных боевых комплексов. Напоследок обмениваемся координатами.

 

"Гималайское Кольцо" - 27 августа

После завтрака в гостинице покидаем ее вместе со своими пожитками. В утренней толчее одна из машин теряется. Через полчаса мы снова вместе. Это время не пропало даром: одна часть группы закупила фруктов в дорогу на маленьком базаре, а другая – наблюдала за утренней жизнью пенсионеров и домохозяек в местном парке. А жизнь эта весьма интересна и поучительна для человека западного. Несколько групп под музыку выполняют комплексы упражнений лечебной гимнастики, с веерами и просто так. На дорожках народ во всю играет в бадминтон и прочие подвижные игры. Представить себе что-то подобное на Западе просто невозможно…

За Голмудом начинается хорошее шоссе. Через пару десятков километров пошел плавный подъем. У дороги – масса бензоколонок. Справа по курсу появилась знаменитая железная дорога до Лхасы. На всем своем протяжении она однопутная и неэлектрофицированная.

10:47 Дорога идет в долине реки. Кругом – невысокие, красивые горы. Возможная скорость движения на этом отрезке пути – до 80-100 км/ч. Дорога с хорошей разметкой, пока что мало загруженная. Начали попадаться большие куски разбитого покрытия.

10:57 На горизонте появились первые снежные вершины. Мимо по ж/д прочапал сдвоенной тепловоз с 6-ю вагонами.

11:15 Остановились недалеко от заправки – у Нисана небольшие проблемы с двигателем при движении на подъем. Дима мастерит из пластиковой бутылки «турбонаддув» для машины. Чуть выше по склону расположилась военная часть: большой палаточный лагерь и стройные ряды грузовиков.

11:54 Дорога испортилась, много выбоин. Чуть было не застряли из-за дорожных работ. Пришлось съехать с трассы в долинку и проверить внедорожные качества машин.

После очередного поворота дороги на юг пошел быстрый набор высоты. Вскоре забрались на перевал 4767 метров. Валим вниз. Дорога портиться. От хайвея остаются только воспоминания.

Идем по обширной равнине, высота держится в районе 4600. Ландшафт постепенно меняется. Появляется растительность редкая травка, мхи и лишайники. Вот и долгожданные яки пасутся на склонах.

Железная дорога продолжает карабкаться по склонам гор, очень большие участки полотна стоят на сваях. Вспоминается путеводитель Lonely Planet 2000-го года издания, вернее – отдельная главка из него под названием Mission Impossible. Там проницательный западный автор, устало, «через губу» злорадствовал над полувековыми попытками китайцев покорить мать- природу и дотянуть до Лхасы железное полотно. Вот на дворе 2007-й, и мимо нас, из Лхасы на Голмуд пыхтит «товарняк».

Ну никак не может белый человек отрешиться от собственного обыденного мышления хотя бы описывая другие миры.

Обязательно нужно дать всем оценку и наставить на путь истинный…

Цвет окружающих гор становиться красным, вода в ручьях, речках и лужах – того же оттенка. Глинистые породы, мох и камень окрашивают мир в красно-зелено-черные рериховские краски.

После очередного перевала начинают встречаться поселения тибетцев. Это пока довольно неприглядные развалюхи, стоящие вдоль дороги.

Начинаем затяжной подъем на самый высокий перевал нашего пути до Лхасы. Через часа полтора мы проходим седло 5225 метров, почти не останавливаясь там для отдыха. Мы в Тибете! Пользуясь терминологией Паши, вокруг – полное «дупло». Ветер, сплошная черная облачность, дождь вперемежку со снегом и градом, температура не превышает 6-8 градусов (правда выше нуля). Вдобавок к этому, дорога «до» и «после» просто ужасна, такой мы не встречали даже на Урале: раздолбанная колея только одного направления, глубоко продавленная в красной глине с острыми камнями на дне. Пару раз зацепили мостом Дефендера за центральный гребешок… Железная дорога ныряет в тоннель в сотне метров ниже по склону.

После перевала быстро «сваливаем» на плато. Вот здесь воистину – крыша мира. Безбрежная равнина с горушками, и все это на высоте 5000 метров! Погода продолжает оставаться мрачной, и «крыша» глядит на нас неприветливо. Хотя и здесь мы успеваем различить пару хибар и стадо яков.

Примерно через два часа движения дорога снова уходит вверх. Очередной перевал в 5170 метров. Теперь наша задача скорее «свалить» хотя бы на полкилометра, т.к. не все чувствуют себя хорошо, а состояние одного из участников – под пристальным вниманием нашего врача.

Ночь. Остановка на посту полиции. Наш гид получает квиток с отметкой времени прохождения поста. На следующем по нему рубеже проверят, с какой скоростью двигалась машина. Штрафы за раннее прибытие – ну очень большие.

В полночь, достигнув высоты 4600, съезжаем с дороги на пастбище и разбиваем лагерь. Пока все – в рамках. За сегодня прошли 800 километров по горным и прочим дорогам. До Лхасы – рукой подать.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментарии (1)

владимир # 20 января 2014 в 03:12 0
Замечательно!!! Читал с огромным удовольствием. Заодно просмотрел 5 фильмов о Пёзском волоке. Вы занимаетесь не только интересными, но и полезными делами, особенно исследова-
ниями, посвящёнными изучению старины нашей Родины, внося свою лепту в восстановление памяти о её забытой и искажённой истории. На фоне культурно-массовой помойки, в которую попала наша страна, ваши фильмы и рассказы служат глотками свежего воздуха. Успехов вашему Фонду и команде интересных, увлечённых людей!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.