Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Гималайское кольцо 2007. Дневник экспедиции

7 мая 2013
"Гималайское Кольцо" - 28 августа

С утра к нам в лагерь пришла семья тибетского пастуха и стадо козлов. Детишки, не смотря на гостинец в виде пачки халвы, позировать напрочь отказывались. Пришлось пользоваться методом скрытой камеры. Главное было – заинтересовать их чем- нибудь или кем-нибудь.

10:30 Выезжаем на трассу. Вдоль дороги тянуться бесконечные пастбища, а на них – яки, барашки, козлы.

Все сегодняшнее утро погода продолжает хмуриться. Переменный дождь, порывы ветра, тяжелая низкая облачность. Чуть позже пейзаж вновь приобретает красноватый оттенок.

Движемся по плато на высотах в районе 4500 метров. Впереди – очередной перевал.

10:50. Пост полиции. Наш гид бежит отмечать «путевой лист» и снова в путь. Справа на склонах солдаты в защитной форме и с автоматами тренируются разворачиваться в цепь.

11:10 Въехали в тибетский городок Найо по широкому проспекту, в середине которого даже встретили светофор. Вокруг – многолюдно, открыты бесчисленные магазинчики. Центр городка можно даже назвать прибранным, хотя на боковые улицы у местного народа сил так и не хватает.

Тибетцы украшают свои транспортные средства кто во что горазд. Грузовики, например, имеют боевой раскрас кабин и кузовов не только с фронта, но и с тыла. В деталях традиционного орнамента часто попадается свастика, которая означает здесь жизненный круговорот. Много мотоциклов и самоходных аппаратов на их основе. Это, пожалуй, самое популярное у местного населения средство передвижения.

11:28 Снова придорожный пост полиции. Следующие 70 километров нам нужно проехать не быстрее, чем за час. Наш гид объясняет такое обилие полицейских кордонов вокруг столицы Тибета борьбой властей с «сумасшедшими водителями». Им, мол, только дай волю и уже не половина всех китайцев за год побывает в аварии, а все три четверти.

Чем глубже мы проникаем в Тибет, тем местные городки и стойбища приобретают все более пристойный, и даже ухоженный вид. Непременный атрибут любого поселения – гирлянды разноцветных религиозных флажков, развешанных на любых опорах, подходящих и не очень. Доводилось видеть украшенные развалины мостов, каких-то каменных построек и т.д.

Вдоль дороги стали часто встречаться одинокие фигуры и целые группы людей, трясущие перед проезжающими машинами какими-то мешочками. Проверка на месте показала, что так тибетцы продают собранные на пастбищах грибы и ячий сыр. А пастбищ вокруг действительно много.

После обеда пошла хорошая дорога с легко читаемой разметкой, хотя местами и довольно извилистая. Если б не бесконечная череда полицейских постов с ихними «путевыми листами», то можно было бы идти 100-120 км/ч без особого напряжения.

Горная долина, по которой проходит трасса, стала довольно населенной, один за другим мелькают городки, деревеньки, стойбища. Стада, стада, стада…

14:00 Прошли городок Дамшунь.

14:30 Короткая остановка у тибетского поселения с солидным монументом в виде двух кистей рук, точащих из-под земли и держащих какой-то знак, похожий на эмблему заводов Мерседес. Тут же нашу машину окружает местная молодежь, которая заглядывает в окна и дергает авто за все выступающие из него части. Знание английского ограничивается восклицанием «Хэллоу!», поэтому на этот раз общение не задалось.

Очередной пост полиции и средняя скорость падает до 60 км/ч. Дорога вьется в узкой долине реки, местами похожей на каньон. Окружающие виды так и просятся на фото и видео. Железная дорога выныривает из тоннелей на многочисленные мосты и опять исчезает в каменных трубах.

Ближе к пяти часам трасса снова выходит в широкую долину. Придорожные селения радуют разноцветными орнаментами наличников, дверей, оград. На окнах – цветы в горшочках. Появились промышленные предприятия.

17:10 Прошли крайний полицейский кордон, через пару десятков километров – Лхаса. Вокруг много зелени, в которой скрываются придорожные домики тибетцев. Высота упала примерно до 3600 метров. Пригороды постепенно переходят в город.

Через полчаса наши три машины с трудом втискиваются в маленький дворик гостиницы SNOWLAND HOTEL и занимают около трети всего свободного пространства. Мы – в столице Тибета.

 

"Гималайское Кольцо" - 29 августа

SNOWLAND HOTEL один из старейших в Лхасе и продолжает не без напряжения тянуть свои «две звезды». Вход украшают две полутораметровые вазы, роспись в традиционном стиле. Такая же роспись – на этажах и комнатах отеля. Все это богатство находится в старой части города недалеко от знаменитого монастыря Jokhang.

Первая попытка проникнуть во дворец Потала окончилась неудачей: билетов нет, нужно заказывать заранее. До обеда нам в очередной раз повезло – удалось забронировать билеты на завтра на 16:30. Для наших дальнейших планов – достичь Шигадзе 30-го это было немного не с руки, но не смертельно.

Пока же отправляемся в монастырь Drepang, который находится в нескольких километрах от города на склонах гор.

Сначала мы путешествуем в городском автобусе. Эта немолодая Toyota обслуживается собственно водителем и еще одним бойцом, в обязанности которого входит открывание/закрывание дверей с помощью веревочки и сбор денег за проезд. Последняя процедура происходит весьма своеобразно. Пассажир сначала выходит из автобуса, а потом в открытое окно расплачивается.

От шоссе к самому монастырю ведет довольно крутая и извилистая дорога, которую мы преодолеваем сидя на лавках в кузове небольшого грузовичка. На площади перед воротами – лавки с сувенирами и «древностями», попрошайки, туристы – полный набор.

Два часа знакомства с монастырем. Из запоминающегося – сотни полторы монахов, читающие нараспев сутры в огромном полутемном зале, пропитанном благовониями. Философский монашеский «семинар» в тенистом садике – один стоит и задает вопросы, другой сидит и отвечает. Все это сопровождается ужасным шумом, т.к. таких пар (или троек) многие десятки, а вопрошающие оценивают правильность ответов хлопком ладоней. Причем, при неверном ответе хлопок производится обратной стороной одной из ладоней о другую. Одновременно с этим с плеча по руке соскальзывают четки.

В процессе хождения по Drepang потерялся Дима. Позже выяснилось, что он познакомился с одним из монахов, посетил его келью и отведал то, что «бог послал».

Обедаем в центре города недалеко от Потала. Здесь к нам и присоединяются остальные участники экспедиции – Ирина и Михалыч.

Вечер посвящен велосипедным прогулкам по различным закоулкам старого города, как всегда в эти часы переполненного людским водоворотом – лавчонки, торговцы, дети, машины, велосипеды, домохозяйки, нищие…

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментарии (1)

владимир # 20 января 2014 в 03:12 0
Замечательно!!! Читал с огромным удовольствием. Заодно просмотрел 5 фильмов о Пёзском волоке. Вы занимаетесь не только интересными, но и полезными делами, особенно исследова-
ниями, посвящёнными изучению старины нашей Родины, внося свою лепту в восстановление памяти о её забытой и искажённой истории. На фоне культурно-массовой помойки, в которую попала наша страна, ваши фильмы и рассказы служат глотками свежего воздуха. Успехов вашему Фонду и команде интересных, увлечённых людей!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.