Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Гималайское кольцо 2007. Дневник экспедиции

7 мая 2013
Из Дневника Василия Киреева:

 

"Гималайское Кольцо" - 6 сентября

Просыпаемся в 9. Не спеша продираем глаза. Это первая наша ночевка на высоте 5 км, делаем все медленно. Как ни странно, выспался, несмотря на высоту и отчаянный лай собак. Собаки, кстати, большие, пушистые и очень умные. Первым пытается завести машину Олег. Ничего не получается. Сажаем аккумулятор. Второй LR тоже не заводится. Видимо, не живут Ленд Роверы на высотах в 5000 метров! Со страхом вставляю ключ в замок зажигания Нисана. Нехотя, с перебоями, мотор начинает урчать. Живем. Зацепив тросом LR Олега, запускаем его с толкача. С LR Лунева – проблема: у него коробка – автомат. Перепробовали все. В том числе попытались его запустить на московской солярке. Ноль. Уже вернулись Шубные. Они решили идти не по пути коры, а подойти к стене Кайлаша. Уставшие, но довольные, они прикоснулись руками к стене священной горы, с которой берут начало три великие  реки, и которая почитается как самое святое место буддистов всего мира. LR не запускается. Чего ему не хватает? Как и нам на высоте 5000 метров – воздуха. Надо дать ему воздух! Сначала идея вызывает смех даже у Гены, но Дима быстро мастерит переходники к трубке забора воздуха, в конец которой вставляем… насос, которым я надуваю походную кровать. Получается эдакий турбонаддув. Стартер нехотя раскручивает двигатель, и, о чудо, он начинает тарахтеть! Все. Можно ехать. Время – 16-00. Также медленно, как вчера пи подъеме, спускаемся 18 км по руслу бурлявой реки, переезжая ее с берега на берег, порой по двери в воде. Выезжаем на трассу, идущую на северо-запад вдоль границы с Индией. В наших планах посетить древнюю столицу древнего королевства Гуге– г. Занд, но он далеко, по пути к нему есть горячие источники. Решаем было ехать к ним, но тут дорога внезапно преподносит нам сюрприз. За очередным бугорком вдруг начинается асфальт, да такого качества, что нам и не снилось. Машины сами собой разгоняются до приемлемых 100 – 120, и мы понимаем, что ночевать мы будем в Али (по-другому – Гар). Али – большой город, где есть гостиницы, бойкая торговля, кроме тибетцев здесь много китайцев и уйгуров. Али – военная граница Тибета (не административной единицы и не тибетского нагорья). Дальше – спорные территории с Индией и Пакистаном, поэтому Али – город военных, вся инфраструктура сделана для них. Первым делом заправляемся под завязку. Вторым – едим в уйгурском ресторане плов и шашлык. Решаем остаться здесь на две ночи, радиально съездив завтра в Занд. Али – первое место, где есть связь. Вернее, после Шигадзе практически в каждом населенном пункте была сотовая сеть China Mobile, но наши телефоны в ней не регистрировались, а китайские не позволяли делать звонки за границу. Здесь есть связь, но я за ненадобностью куда-то засунул мобильник…

 

"Гималайское Кольцо" - 7 сентября

Вместо выезда в 9:00 выехали в 12. На этот раз это проблема не наша. Полиция долго не хотела нас регистрировать, поскольку в наших разрешениях фигурирует Киреева Ирина, которая уже дома («четность» не совпадает), кроме того, в ее документах сделана ошибка. Небольшой бакшиш меняет дело, но время опять потеряно. По нашим картам, до Занда 50 км отличного шоссе и 50 км обычной тибетской дороги.

Пишу эти строки, и меня начинает укачивать. Высота нашей ночевки  - Али – «всего» 4300. Со свистом пролетаем первые 50 км. На указателе, куда надо повернуть, 189 км. Решаем, что это указатель на город в Индии. Акбар-то прочитал, что это и есть Занд, но сказать нем не решился… Такой дороги, такого вождения автомобиля я в своей жизни еще не испытывал. За 1 –е 20 км мы поднялись на перевал 5200, но это было только начало. Дальше дорога стала настолько крутой, что приходилось ехать на первой пониженной передаче. К 16:30 выползли на перевал 5390. проехали около 80 км из 189. Стало ясно, что этот перевал – точка принятия решения, поскольку двигаться в темноте по такой дороге равносильно самоубийству.

Решаем вернуться. Королевство Гуге, отделенное от Индии Гималаями, а от Китая – хребтом, самое низкое место в котором – наш перевал 5390, остается непокоренным. Вот уж воистину затерянный мир. Одна из наших целей не выполнена. На обратном пути Тибет награждает нас за правильное решение таким буйством красок, такой игрой света и тени, что мы не жалеем о прошедшем дне. Завтра мы покинем Али и въедем на спорные территории. Связи не будет.

 

"Гималайское Кольцо" - 8 сентября

Утром выезжаем из Али. С вечера меняем тактику: выезд назначается на 9:30, но у Гены день рождения, поэтому праздничный завтрак, торт, выезд, как обычно, в 11… Первые километры вселяют надежду – асфальт. Так едем по асфальту, видим в чистом поле бетонный завод, едем еще столько же… и упираемся в асфальтоукладчик шириной во всю дорогу. Стоп. Простояв минут 20, понимаем, что это надолго. Хорошо, что джипы! Объезжаем это безобразие рядом с дорогой. Едем пару километров, и история повторяется: асфальт, асфальтовый завод, асфальтоукладчик… Эти китайцы (а именно они, не тибетцы, строят все в Тибете), сначала строят вдоль трассы асфальтовые заводы, а уж потом в обе стороны от каждого начинают строить дорогу!

Километров через сто строительство заканчивается, дорога становится обычной тибетской, но приводит нас к озеру Панг-Гонг-Цо, очень красивому высокогорному, длинной полосой уходящему  в Индию. Останавливаемся, чтобы полюбоваться красотой озера и окружающих его снежных пиков. Высота 4600. Съедаем дыню.

Далее дорога бежит по самой кромке воды, то вровень с озером, то поднимаясь метров на 10, повторяя все очертания берега. После озера дорога плавно, но уверенно поднимается на 5000 метров, выводит нас на огромное плато и ставит нас перед дилеммой: либо ночевать  на этой высоте, либо ехать всю ночь, поскольку мы попадем на спорные территории, а по условиям наших пропусков, мы их должны проехать не останавливаясь. Вот и первый кордон. Нет, второй, первый был на выезде из Али. Беглый взгляд на документы, и солдатик усиленно начинает поливать колеса наших авто хлоркой. Удивляемся, но едем дальше. Вскоре становится понятным, что это было: появляется табличка «заповедник».

Следующий пост – документов уже не надо, но надо выйти из машины и наступить в лужу с какой-то жижей. Солдатик откровенно смеется, Дима Кутало идет в машину и приносит в руках еще пару обуви. Смешно, если бы не высота и необходимость выбора. Обстановка кругом здорово изменилась: машины – только военные и, в основном, бензовозы, нет селений (или же несколько домиков рядом с военной базой), заправки из бочек в немногочисленных селениях. Нет пасущихся яков и овечек, на перевалах нет тибетских ленточек.

Дорога тем временем выводит нас на перевал 5370. Плавный спуск с него приводит нас к озеру. По описанию Трушникова, вспоминаем, что именно у этого озера он и ночевал, двигаясь в противоположном нам направлении (позже выяснилось, что мы ошиблись, и именно это место Трушников рекомендовал проходить не останавливаясь – Олег).

Высота 5080. решаем ночевать здесь, пренебрегая отчаянным сопротивлением Акбара. Это самая высокая наша ночевка, за исключением Шубных, Туголукова и Пруцковой, ночевавших под Кайлашем на 5200. Экипажи Ленд Роверов пренебрегают советом не глушить двигатели, или, хотя бы запускать их раз в 2 часа.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментарии (1)

владимир # 20 января 2014 в 03:12 0
Замечательно!!! Читал с огромным удовольствием. Заодно просмотрел 5 фильмов о Пёзском волоке. Вы занимаетесь не только интересными, но и полезными делами, особенно исследова-
ниями, посвящёнными изучению старины нашей Родины, внося свою лепту в восстановление памяти о её забытой и искажённой истории. На фоне культурно-массовой помойки, в которую попала наша страна, ваши фильмы и рассказы служат глотками свежего воздуха. Успехов вашему Фонду и команде интересных, увлечённых людей!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.