Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Часть 1.Сюжет 4. «Гостья из будущего. Рыжая бестия, мать Грозного царя». Елена Васильевна Глинская.

14 июля 2022

                Развод, первый в истории русского православия, состоялся в 1525-м году. Такого точно на Руси прежде не было, какую бы вы не взяли версию этого события из трех. За разводом сразу же последовал постриг Соломонии, ставшей в монашестве Софьей, в Московском Богородице-Рождественском монастыре. Вскоре после пострига бывшая княгиня была переведена в Суздаль, в Покровский монастырь, который в бытность свою княгиней и опекала. Первая из версий, самая правдоподобная, гласит, что Соломония противилась разводу и была пострижена насильно. Это потом войдет в правила упекать неугодных жён в монастыри; если эта версия верна, то тут это тоже происходит впервые в нашей истории. «Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью» [4]. Кстати, запомните это имя, Шигона. Иван Юрьевич Шигона-Поджогин, встретим его еще. Другая версия предлагает считать уход Соломонии от мирских хлопот ее собственным решением, принятым ей «видя неплодство из чрева своего». По этой версии, Василий уговаривает Соломонию так не делать, но тут непреклонна она сама. Есть и третий вариант – решение было предложено Митрополитом Даниилом. Я не знаю, дорогой читать, какая версия по душе Вам; мне же очевидна правдоподобность именно первой, поскольку у нас на горизонте уже есть претендент на место Соломонии в виде покорившей сердце Князя Гостьи из будущего. Кстати, предстоятели других православных церквей восприняли этот поступок Князя крайне негативно, есть даже «предсказание» Иерусалимского патриарха, гуляющее по интернету в таком вот виде: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Сказать честно, проверить эту цитату мне не удалось никак – нет ее в источниках, тем более, что ее авторство приписывают Патриарху Марку (видимо, III-му), но он не занимал патриарший престол Иерусалима в указанное время. Так что как хотите, но получилось бы крутое предсказание, будь оно правдой.

                Есть еще одна легенда, продолжающая первую версию. Она вообще никак не подтверждена, и ее можно было бы и вовсе проигнорировать, если бы не несколько «но». Легенда эта была использована в сериале Эшпая «Иван Грозный», и сообщает она, что Соломония так отчаянно сопротивлялась постригу, поскольку в тот момент была … беременной.  Если это так, то причина такого развития событий, с упеканием княгини в монастырь, была только одна – «рыжая бестия». По этой легенде, в монастыре у Соломонии родился сын, Георгий. Дальнейшее тщательное замалчивание его судьбы понятно: как мать, Соломония должна была всячески скрывать появление наследника, поскольку проникновение этого факта за монастырские стены означало бы неминуемую охоту на княжича со вполне себе предсказуемой его незавидной судьбой. Тем не менее, вот вам эти несколько «но», позволяющие усомниться в выдуманности такого  развития событий. Во время работ 1934-го года в суздальском Покровском монастыре рядом с гробницей Соломонии было найдено тайное детское захоронение, при вскрытии которого вместо останков там обнаружилось «подобие куклы, сделанной из шелковых древних тканей, завернутых в материю и опоясанных пояском с кисточками»[5].  Сейчас это захоронение вызывает споры, но отсутствие там тела ребенка – плюсик в пользу теории о выжившем сыне Василия и Соломонии, столь тщательно спрятанном, что даже могилку ему придумали. Кстати, продолжение этой легенды написал Некрасов. В его «Песни о двенадцати разбойниках» Георгий и стал разбойником Кудеяром. Другое «но» немногим более весомо. Через год с небольшим после заточения Соломонии, в 1527 году, а значит, вскоре после полагаемого рождения Георгия, Василий III возводит у Фроловских (Спасских) ворот в Кремле обетную церковь Георгия Победоносца. Об этой церкви известно, что она возведена по обету самого Князя, но никаких иных данных о характере обета, как и вообще каких бы то ни было документов о начале строительства этой церкви, не существует. Не существует и внятных предположений, с чем мог бы быть связан такой обет, ибо основание церкви по обету – благодарение Бога за уже свершившееся чудо. И, наконец, третье «но». Запись во вкладной книге ростовского Борисоглебского монастыря гласит: «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети и обедни служити собором, докуды и монастырь стоит» [6]. И всё бы ничего, у Василия будет второй сын после Ивана от Глинской, – Юрий. Но родится он в 1533-м году,  а умрет еще через 30 лет, как следует пережив Василия, а запись появится точно до его смерти. По ком панихиду отслужим?  Я думаю, впоследствии Грозный не просто так подозревал, что Георгий – не совсем легенда, потому и искал следы своего старшего единокровного брата, потенциального конкурента, всю свою жизнь. А вы говорите, маньяк-шизофреник. Так что и Эшпай, возможно, не совсем сказочник, хотя сериал я не смотрел (но осуждаю, смайлик).

                Бывшая княгиня Соломония, отправившись в монастырь в конце 1525-го года, освободила своё место на троне и ложе Князя для Глинской, к вящей радости влюбленного Князя,  удовольствию от достигнутой цели Елены и разочарованию боярства, недовольного как новыми порядками Князя, «забывшего старину», так и характером и повадками новой Княгини, абсолютно не подходившими под привычные каноны. Вскорости бояре ополчатся на новую княгиню, и это станет неким объединяющим посылом для элит, вообще говоря, массово недовольных своим положением. Оно и понятно: политику Василий проводил отцовскую (или отцовско-материнскую, на создание Великой страны под началом Великого, Богом данного, правителя, см. сюжет 3), отчего представители элит, бывшие когда-то князьями и хозяевами своих уделов, стали боярами, прислуживающими своему господину. 

                Впрочем, и это, наверное, не совсем так. Ловлю себя на мысли, что читатель из всего сказанного мной выше может составить себе неверную, предвзятую картинку княжеского двора того времени. Этакий взбалмошный Князь, то истово блюдущий церковные каноны добропорядочности, то превращающийся в ухаря-ухажёра, а в пару ему – своенравная и своевольная Гостья, Бестия и Ведьма.  Нет, конечно, причем два раза нет, и про Князя, и про Княгиню. Василий на троне уже долго, и правит он в соответствии с теми принципами, что заложили для него отец и мать в прошлом сюжете. И он вполне соответствует той роли и положению, что прописала для него Софья Палеолог. Василий III не ангел, конечно, но та казнь с сожжением, пожалуй, самое кровавое и зверское событие в его правлении. Он достаточно жесткий, чтобы не допускать даже у самых ближайших своих бояр малейшей мысли, что его можно кем-то заменить, сколько бы те ни были обижены или разочарованы. Они составляют Боярскую Думу, с которой Князь и советуется, и спорит; но, приняв решение, Василий не оставляет боярам даже малейшего шанса это решение не выполнить. Но позволяет себе при этом соглашаться с оппонентами, если их аргументы оказываются весомыми.  И высшей формой протеста приближенных в его правление является бегство, «отъезд» в Литву, но уж точно не мятеж. Иными словами, при всей возможной обиде и недовольстве, его бояре с ним и за него, и не только потому, что он от Бога (от Палеологов), но и потому, что справедлив. Вообще, по мнению и современников, и потомков, правления Василия III войдет в историю, как одно из наиболее справедливых и положительных правлений. Но не о Василии речь.

                И Глинскую, при всей ее неординарности, демонизировать точно не стоит. Об этом речь ниже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1053 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.