Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Часть 1.Сюжет 4. «Гостья из будущего. Рыжая бестия, мать Грозного царя». Елена Васильевна Глинская.

14 июля 2022

                Попав в Московию и получив от её князя «кормление», старшие братья Глинские успокоятся и будут жить в тиши, особо не высовываясь. Самый старший Иван (по прозвищу Мамай, кстати) затворится в своей новообретенной вотчине Медыни, и краткие сведения о нем не будут носить никакого исторического контекста, а после опалы младшего брата Михаила и вовсе исчезнут. Средний, Василий Львович, отец нашей «бестии», по приезду в Московию сильно заболеет «очной» болезнью, выпишет себе из Крыма врача, но тот не сможет помочь. Василий Львович ослепнет, получит прозвище Тёмный, с которым и умрет в той же Медыни (предположительно) в 1515-м году, когда его дочери, нашей «бестии», исполнится 7 лет. О судьбе  его жены и матери нашей героини, Анны Якшич, практически ничего не известно. Известно лишь, что она переживет не только мужа, но и дочь и будет играть одну из ключевых ролей в воспитании внука, Ивана Грозного; на первой свадьбе Грозного она благословит внука иконой Св. Анны, что хранится теперь на Афоне. Впрочем, скудость сведений об Анне часть исследователей объясняет тщательным вымарыванием из хроник упоминаний о Глинских вообще после смерти царицы Елены и всеобъемлющего разгрома ее сподвижников.

                А вот младший из братьев, Михаил Львович, обретет прозвание  Дородный, и, в силу своего деятельного характера, снова окажется на вершине элиты, теперь уже московской. Он сразу, получив милость от Василия, присягает ему и участвует во всех его военных операциях. Кстати, примечателен такой эпизод: Король Польши и Литвы Сигизмунд, подписав в тот раз мир с Москвой, предлагает Василию выдать ему Глинских, пообещав им прощение и возврат их вотчин. Но Василий отвечает отказом в том духе, что Глинские перешли на его сторону во время войны, стало быть, стали его подданными. А своих подданных Василий не выдает никому. Так или иначе, Михаил появляется в ближнем круге Великого Князя, беря под крыло своей опеки  жену и дочь брата, Василия Львовича. Еще больше укрепляется положение Михаила в результате его брака с Еленой Ивановной Телепневой-Оболенской, дочерью Ивана Телепнева-Обленского (Немого), представителя одного из самых приближенных к княжеской фамилии рода Телепневых (Телепней) еще со времен Ивана Великого. А Иван Телепнев-Оболенский (Немой) – двоюродный брат другого Ивана Телепнева-Оболенского, по прозвищу Овчина, которому будет суждено сыграть определяющую роль в судьбе нашей «бестии» – стать первым в истории Государства Российского фаворитом царицы,  фаворитом Елены. Впрочем, слово «впервые» будет звучать в этом сюжете еще много раз. Но и до всех этих событий род Телепневых, включая и Овчину, и Немого, – самые-самые близкие к княжескому роду персонажи. Кстати о прозвище «Немой». Собственно, это прозвище было следствием немногословности Ивана Васильевича, говорившего всегда крайне мало, неохотно и исключительно по делу, а вовсе не то, что вы подумали. С чем связано было прозвище другого Ивана Телепнева, Фёдоровича, – Овчина, – история умалчивает. Но что поделать, такое это было время, время прозвищ.

                Вечное соперничество Литовской и Московской Руси время от времени обостряется до открытых военных действий. Так происходит и в 1512-м году, когда в процессе военного противостояния войска Василия III осаждают не так давно потерянный в ходе предыдущей войны Смоленск. Михаил Глинский в тот момент – воевода Большого (Главного) полка Василия, осаждающего город. Шесть недель длится осада, но Смоленск в этот раз не сдается. Василий III снимает осаду в марте 1513-го, но уже летом того же года русские войска снова осаждают город. Взять его и в этот раз не удается. Тогда Глинский и предлагает Василию III поступить иначе, но ставит условие: если Смоленск будет взят Московией, то Василий передаст его в вотчину Михаилу Глинскому. Согласился ли Василий с таким предложением, мы не знаем, но Глинский начинает действовать. Используя свои связи и играя на недоверии смолян к полякам, которых те ждут, как союзников при отражении штурма, он вступает в переговоры. И в результате переговоров ему удается убедить смолян в том, что никакой помощи Польши не будет, а вот в случае сдачи город будет оставлен невредимым, и Василий поступит с ним ровно так, как поступила однажды при Софье Витовтовне Литва – даст ему полную самостоятельность, но теперь под крылом Москвы. Ну, а Михаил Глинский будет гарантом такого решения, заняв место Смоленского князя. В августе 1514-го года Смоленск сдается Василию.

                Но Глинский не получит Смоленска. Вообще ничего не получит, кроме насмешек от князя над его честолюбием, которые сочтет столь оскорбительными, что напишет Сигизмунду о готовности перейти снова к нему. И даже попытается это сделать, но будет перехвачен в районе Орши и доставлен в ставку Князя в Дорогобуж. Говорят, что Михаил Глинский, будучи уверен в том, что его казнят как изменника, ведет себя вызывающе, не отпирается и открыто говорит с Василием, заявляя о значительности своих заслуг и черной неблагодарности последнего в ответ. Так ли это – неизвестно; однако, по слухам, речь и поведение Глинского так действуют на Василия, что тот решает не казнить изменника, но, заковав в цепи, отправить в Москву. Понимая, что из тюрьмы ему не выбраться, Глинский принимает православие и остаток дней решает провести в молитвах. Но постриг не принимает. Принятие православия Глинским Василий, в свою очередь,  воспринимает как покаяние; из тюрьмы не выпускает, но значительно смягчает условия его заточения. В 1517 посол в Московии, мой любимый Герберштейн, передает Василию III просьбу Папы Максимилиана I отпустить Глинского к нему, на что Василий отвечает, что Глинский давно бы уже был казнен, не перейди он в православие. Стало быть, и Папе нечего за него хлопотать. Как в этой ситуации живет, где и с кем, 9-летняя племянница героя-изменника Глинского Елена и ее мать, увы, не известно. Но, видимо, как-то близко к Москве и московскому двору, раз Василию удается обратить на нее внимание. Думаю, что происходит это не без помощи многочисленных и всесильных Телепневых, но кто знает.

                Следующее «впервые на Руси» произойдет уже в стане Князя. Долго ли, коротко ли, но пройдет какое-то время, и Елена из зубастого «утенка» превратится в пусть и необычную, но «лебедь», а Князь задумается после 20 лет жизни со своей Соломонией о том, откуда бы ему взять наследника. Кто-то считает это совпадением: вопрос о наследнике нужно было решать независимо от наличия на горизонте синеокой литвинки; я в совпадения, как и говорил, верю, но  неохотно. Уж больно отчетливо совпадает время постановки вопроса о разводе с преображением благопристойного Василия в щёголя-ухажера. Собственно, развод с Соломонией – и есть то самое «впервые в истории», хотя и женитьба его не на княжне, а на пусть и не простолюдинке, но и не «царских кровей» Соломонии тоже была впервые. Считается, что развод Василию был дан в 1525-м году, когда нашей Гостье будет 17, но это не совсем так, если верить ряду источников, очень похожих тут на правду. Основные защитники идеи «брака-во-Христе», брака, заключающегося вовсе не в церкви, а на небесах и, следовательно, не подлежащего никакому разрыву, разве что по смерти одного из супругов – духовник Василия инок Вассиан (Патрикеев) и Митрополит Московский Варлаам. Оно и понятно: по канонам, раз Бог соединил двух людей в браке, - это Его воля; а раз детей не дал в этом браке, значит, и на то есть причины, одному Ему ведомые, и нечего тут выдумывать разводы и подбирать тому оправдания.   Инок Вассиан, по легенде[3], ответил Василию на его вопрос о возможности развода так: «Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя». И если эту цитату можно отнести к любому году накануне развода, то о позиции митрополита Варлаама можно говорить только до его смещения с этого поста в 1521-м году, когда Елене было всего 13-ть. Часть источников полагает отказ Варлаама благословить совершенно незаконный по тем временам и канонам развод Василия с Соломонией причиной опалы и лишения сана Митрополита, но это не единственная версия. Как бы то ни было, митрополит Варлаам своего сана лишился, и это также произошло впервые в православной Руси, когда светский правитель вмешался в церковные дела, сместил одного неугодного ему иерарха и поставил вместо него другого, лояльного. Такого не могло быть никак ни по каким канонам, однако так оно и было: получивший из рук Василия митрополичий посох новоявленный иерарх Даниил развод благословил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1048 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.