Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Часть 1.Сюжет 4. «Гостья из будущего. Рыжая бестия, мать Грозного царя». Елена Васильевна Глинская.

14 июля 2022

                Елена Глинская появляется в Москве не без помощи, хотя и опосредованной, самого Василия III, когда всему роду Глинских в результате неудачи ими же и поднятого мятежа в Литве, приходится бежать в Московию, под защиту Василия. Это произойдет в 1508-м году; в этот год Елена Глинская и родится. Точных данных, где это произойдет, нет, но считается, что Елена младенцем будет находиться уже в числе беженцев, так что местом рождения Елены энциклопедии обозначают Великое Княжество Литовское.

                Каюсь, в ряде предыдущих статей, о Ливонской войне например, я позволил себе Глинскую наречь полячкой. Это не совсем верно, хотя и не совсем неверно: до мятежа, организованного в Литве ее дядей, Михаилом Львовичем Глинским, их род – один из самых влиятельных в Литве. В этом смысле, Елену надо считать литовкой. Но род этот – одно из главных действующих лиц в Литовско-Польской унии 1501-го года, так что формально род Глинских – элита объединенного Польско-Литовского государства, в котором Польша играет первую роль. В этом смысле Глинские – поляки по подданству. С другой стороны, именно эта уния и спровоцировала конфликт между православными жителями, представляющими большинство населения Великого Княжества Литовского (ВКЛ) того времени, и католиками, живущими большей частью в Польше, хотя и в Литве тоже. Но влияние православной части Литвы столь велико, что сейм ВКЛ долго не может эту унию утвердить: большинство против. И среди противников самые влиятельные – Глинские. Глинские – элита Литвы тех времен, а главный Глинский, Михаил Львович, – вообще лицо номер один, глава оппозиции полякам в Сейме, хотя при этом Михаил - католик. И с этой точки зрения Глинских можно считать даже русскими, поскольку большую часть владений ВКЛ и занимают древние русские княжества, на западе современной Украины, а во времена Глинских  и на востоке и севере (в современной Беларуси), где и были их имения. Столица и оплот владений Глинских – Туров, центр древнерусского Туровского княжества, контролировавшего со времён Ольги еще одну ветку пути из варяг в греки – по Висле и Бугу, волоком у Турова в Припять и дальше в Днепр. Так что этнически можно их считать и литовцами, и русскими, с одинаковым успехом. Тем более, что Литву так и продолжают называть в эти времена Литовской Русью. Но и это еще не всё: сами Глинские ведут свою родословную из сердца Литвы, Трока (Тракая), из мест, куда переселились татары Мамая, сначала разгромленные Донским на Поле Куликовом, а затем добитые Тохтамышем (см. сюжет 2). И, по данным Глинских, не подтвержденным, впрочем, иными источниками, фамилия Глинских идет как раз от потомков Мамая. Так что Глинская могла быть и татаркой, хотя по внешнему виду не скажешь. Но кем бы ни была Елена по отцу, Василию Львовичу Глинскому, старшему брату оппозиционера-мятежника Михаила Глинского, полячкой, литовкой, русской или татаркой, по матери она была сербкой. Мать Елены Глинской Анна Стефановна, в девичестве Якшич, была дочерью сербского воеводы Стефана Якшича и, соответственно, внучкой Якши, воеводы и приближенного Сербского деспота Бранковича. Вот, поняли, к чему я это всё? Ну да, мы таким вот способом, по другой ветке, снова вернулись к Палеологам. Но не о них речь, так что забудьте, отметив только, как всё в мире переплетено. Одно ясно: такая смесь кровей, доставшаяся Елене, не могла не сделать ее неординарной, а как уж ее назвать, полячкой или литовкой, решайте сами. Пусть будет литвинка, как ее и «дразнили» при дворе Василия.

                Мятеж, поднятый Михаилом Глинским, достаточно сложен для понимания ввиду обилия действующих лиц, интересы которых были затронуты в момент смерти Великого Князя Литовского и Короля Польши Александра Ягеллончика в 1506 году. Михаил Львович поддержал избрание на трон его преемника и младшего брата Сигизмунда, однако последний, зная, что Михаил Глинский обладает огромным авторитетом в войсках и опытом крупных битв и побед в них, отодвигает Глинского от себя, смещает его и его сторонников со всех постов, опасаясь, что тот может сместить его самого. Одновременно с этим (1507) Литовский Сейм принимает решение о необходимости возврата всех, потерянных в результате предыдущей войны с Московией земель, выдвигает Князю Василию ультиматум и тут же начинает новую войну с Москвой.

              < Вставка. Мне сложно жить на свете, поскольку я совсем не верю в заговоры, но и в совпадения верю неохотно. Восхождение на польский и литовский трон Сигизмунда – следствие отсутствия детей у его умершего старшего брата Александра Ягеллончика. Женат Александр был на первом выжившем ребенке Софьи Палеолог и Ивана III, Елене Ивановне, бывшей, соответственно, старшей сестрой Василия III, о котором и идет речь в сюжете. Весь этот сюжет строится вокруг проблемы наследника Василия; не будь такой проблемы – не было бы сюжета, не было бы Елены Глинской на троне. А теперь скажите мне, может ли быть совпадением отсутствие детей и в семье старшей сестры, Елены Ивановны, что в Литве, и в семье ее брата, нашего героя Василия III Ивановича, что в Москве? Это просто вопрос. Кстати, будь дети у Елены Ивановны с Александром – не было бы Сигизмунда на троне, стало быть, не было бы заговора Глинских, стало быть, не было бы Глинской на троне. Похоже, не совпадение, а заговор.  И да, не смейтесь над фамилией короля, это не вежливо. Ягеллочник так зовется потому, что он сын Ягеллона, внук Ягелло (Ягайло). >

                А Глинские пускают слух, что новая польско-литовская власть собирается насильно обратить православных в католичество. Историки долго не могли прийти к единому мнению – что это был за мятеж: то ли восстание литовцев и русских против поляков, то ли конфликт между католиками и православными. Советская историография, вслед за царским белорусским историком Ярушевичем [1], объявившим  мятеж «брожением народной массы» и «общерусским делом», заявляет о том, что мятеж Глинских, ни много ни мало, «восстание народных масс, направленное на освобождение русского народа из-под гнета католической Литвы»[2]. Но вот беда, «княжата не захотели использовать народное движение белорусов и украинцев за воссоединение с Россией». Однако всё идеологически наносное когда-то заканчивается, и в тот короткий период, когда история вдруг оказалась независимой от идеологии во всех, вовлеченных географией в этот мятеж государствах, - в России, Белоруссии, Украине, Польше и Литве, - историки вдруг приходят к единому выводу. Это была авантюра чистой воды. Никакого восстания, никакой религиозной, никакой этнической подоплеки тут не было, и быть не могло, о чем говорит множество фактов. В мятеже участвует примерно две тысячи человек, и всё это – родственники Глинских, а также их слуги и челядь; ни о какой «народной массе» тут нет и речи. Удары эти «войска» наносят по поместьям обидчиков и противников Михаила Глинского, причем движение от поместья к поместью – спорадическое, не подчиненное никакой системе. И, наконец, лозунги. Один только посыл об обращении православных в католики чего стоит: разжигание в чистом виде, а если учесть, что он, будучи обращен к православным, исходит из уст католика… мало того, Глинский не стесняется написать в это время Максимилиану, что о своей истинной вере он предпочитает не распространяться до своей полной победы. Так что и нам надо зафиксировать, что это авантюра, пока история в упомянутых выше странах окончательно не стала снова служанкой политики.

                Василий III, очевидно, также понимает, что это авантюра. Но он с Литвой в состоянии войны, а потому охотно принимает предложение Глинского о союзничестве: дополнительные силы в тылу противника ему точно не повредят. Поэтому он и объявляет Глинского своим «младшим братом» и обещает ему оставить в собственности все земли, города и наделы, что тот захватит и приведет под руку Василия. Но, видимо, не сильно на это рассчитывает. Поэтому когда появляется возможность заключить мир с Литвой, Василий это делает незамедлительно, оговаривая, впрочем, возможность Глинским беспрепятственно уехать из Литвы в Московию. Литва своего мятежника с удовольствием отпускает, поскольку может с чистой совестью конфисковать все его литовские владения себе в казну, а Василий – принимает. Мало того, наделяет Глинских Малоярославцем (или Медынью) в вотчину и Боровском в кормление. Вот так Глинские и оказываются в Москве в 1509-м году. Глинские – это младший брат и главный мятежник Михаил Львович, старший Иван Львович и средний – Василий Львович, с новорожденной дочерью Еленой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1051 просмотр

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.