Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Часть 1, Сюжет 3. «Начинается земля, как известно, от Кремля». Софья (Зоя Фоминична) Палеолог.

7 июля 2022

                Иван задумывается: женится-то, вроде, надо. Но что бы вот так, на византийской царевне, живущей в папской  резиденции… Он собирает совет. Вообще, в первые годы своего правления Иван склонен к тому, чтобы тщательно и подолгу советоваться с достаточно большим кругом приближенных. Эти советы здорово уменьшатся как раз с появлением в Москве Софьи, больше склонной к действию, чем к обсуждению действий. Потом советы и вообще сойдут на нет, что станет поводом для обид на Княгиню и обвинений ее в высокомерности и заносчивости. Бояре, советами которых при Софье станут пренебрегать, начнут недолюбливать  ее, говоря, что Софья своими заморскими штучками отвадила Князя от веками принятых норм на Руси, что князь под ее влиянием стал слишком горд и заносчив. Может, и так, хотя неугомонная Маргарет Тэтчер, по другому правда поводу, но дает этому совсем другое, «женское», объяснение: «Если вы хотите поговорить, попросите мужчину, но если вы хотите, чтобы что-то было сделано, нужно звать женщину». В обсуждении сватовства Ивана принимают участие его мать, митрополит, а также еще десяток бояр. Совет постановляет: попробовать-таки Ивана женить на гречанке. При дворе сыскивается подходящий итальянец - Джан Батиста делла Вольпе, для простоты прозванный на Руси Иваном Фрязиным. Джан-Иван понятно, а «фрягами» тогда звали всех итальянцев и даже всех южноевропейцев, предположительно производя это слово от «франк».  Это не  точно; но Фрязиных при Иване вскоре на Руси появится много. Иван Фрязин, мастер монетного дела, пришедший из Италии в Московию через Орду, да так и оставшийся в Москве, назначается послом к Папскому престолу. Кроме согласия Ивана III «рассмотреть вопрос» о Софье, Ивану Фрязину поручается и раздобыть портрет потенциальной невесты: должен же Князь представлять, на ком он жениться будет. «...Он же пришел к папе, увидел царевну и, о том, с чем послан папе и кардиналу Виссариону изложил. Царевна же, узнав, что великий князь и вся земля его в православной вере христианской, восхотела за него. Папа же, почтив посла великого князя Ивана Фрязина, отпустил его к великому князю с тем, чтобы отдать за него царевну, но да пришлёт он за ней бояр своих. И грамоты свои папа дал Ивану Фрязину о том, что послам великого князя ходить добровольно два года по всем землям, которые под его папство присягают, до Рима» [там же, 2]. Фрязин возвращается в Москву, «…а царевну на иконе написану принесе». Портрет Софьи, увы, не сохранился, да теперь и непонятно, был ли. Но Иван не сразу принимает решение: раздумья и переговоры длятся еще три года, после чего Иван Фрязин вновь отправляется в Рим – за невестой.

                1 июня 1472-го года в базилике Святых апостолов Петра и Павла в Риме происходит заочное обручение, на котором Софья обручается … с Иваном Фрязиным, играющим, согласно утвержденному сценарию, роль Великого Князя Ивана. И 24 июня, собрав огромный обоз, Софья Фоминична вместе со своей свитой выдвигается на север и восток. Проводить и благословить ее выходит сам Папа Сикст IV, а часть пути сопровождает невесту кардинал Виссарион Никейский, ставший за все эти годы опекуном Софьи. По легенде, в огромном приданом, которое везет Софья в обозе, изрядную часть занимают книги. Именно эти книги и станут впоследствии основой для не менее легендарной Библиотеки Иоанна Грозного. Обоз следует из Италии на север, через Германию в Любек, дабы не следовать через Польшу, с которой Москва в это время находится в состоянии войны. В Любеке всё это грузится на судно, которое идёт морем в Колывань (современный Таллинн), откуда снова посуху обоз направляется во Псков.

                Стоило обозу войти во владения Пскова, с Софьей случается перемена. И во Пскове, и в Новгороде, и дальше по пути следования кортежа Софья останавливается во всех православных храмах, прикладывается к иконам и подолгу молится по православному обряду. Сопровождающий обоз папский легат  Антонио Бонумбре в недоумении: это он должен идти перед кортежем с огромным папским Корсунским крестом, открывая ворота храмов и городов. Но 17-летняя Софья, еще даже не став Княгиней, на долгие годы вперед определяет дальнейшую идеологию всего государства, княгиней которого она станет. Это идеология Третьего Рима… впрочем, сформируется она гораздо позже, а официальной и даже воинствующей станет столетия спустя. Мы поговорим о Третьем Риме позже, но впервые он проявится тут, молитвами 17-летней греческой невесты. Это по моему скромному мнению, конечно. Получив известие о том, что перед кортежем идет папский легат с крестом и о том, как ведет себя Софья, на ее сторону сразу встанет московский Митрополит Филипп, который скажет Ивану III, что как только латинский «крыж» въедет в ворота города, он тут же выйдет через другие. Говорят, что, усмехнувшись, Иван тут же отправит своего посланца боярина Федора Хромого навстречу, а тот, безо всяких объяснений, отнимет крест у легата, запрячет его в сани и куда-то увезет. Теперь (предположительно) этот крест можно лицезреть в Музеях Московского Кремля, но как именно отнятый у папского легата католический крест станет православной святыней Успенского собора, откуда уже переместится в музейную витрину, надо спрашивать, скорее, у самой Софьи.  Кортеж невесты прибудет в Москву 12 ноября 1472 года, а уже через 10 дней, 22 ноября, в Успенском Соборе Московского Кремля свершится венчание Ивана и Софьи. Тут, правда, есть разночтения: Софийский Временник говорит, что венчал их не Филипп, что тот отказался, продолжая считать Софью униаткой, а Коломенский протопоп Осия [3]. Но официальная версия настаивает на Филиппе.

                Не сразу, постепенно, но характер Ивана III начинает меняться. Он реже назначает большие советы и больше времени проводит с Софьей. Это наводит бояр на мысли о влиянии, возможно и «колдовском», на их Князя. Но пока это мало  проявляется, тем более что образовав такой явный брак по расчету, супруги начинают жить жизнью, все более и более напоминающей брак по любви. Оно и так бывает: сначала обмены фотографиями (ой, портретами), потом – трехлетнее согласование и торг, а затем и любовь, вылившаяся в 30 лет совместной жизни и принесшая 12 детей, четверо из которых умрут во младенчестве. Первым из мальчиков родится в 1479 году Василий, будущий отец Грозного Ивана Василий III. Его рождение всколыхнет призрак очередной династической войны с первенцем от первой жены Иваном Молодым, но Софья сможет его погасить гораздо увереннее, чем ее тёзка двумя поколениями раньше, хотя без крови не обойдется и тут.

                Но первое государственное дело, которое придется принять на себя Софье, произойдет уже через два года ее замужества. За два года до появления Софии в Москве в Кремле случился грандиозный пожар, в результате которого разрушился северный предел Успенского Храма – главного храма Московии. Треснут своды, начнет разрушаться кладка стен. Тогда, по инициативе того самого Филиппа, храм решат перестроить. За основу проекта возьмут Успенский Собор города Владимира, проект поручат псковским зодчим Кривцову и Мышкину, а строить будут под руководством московских купцов - Ховриных и Ермолина. Иван III лично заложит первый камень в 1472-м .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг: 0 Голосов: 0 883 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.