3. Выход на маршрут
Вечером прилетает Олег, чтобы уже на следующее утро,
9 сентября, мы на маленьком самолетике Л-410 Комиавиатранса
вылетели из Сыктывкара прямиком в Вуктыл. Вообще, этот вылет – одно из немногих отрадных изменений последних времен в жизни глубинки. Республиканское правительство Коми отремонтировало оставшиеся с советских времен полосы в нескольких городах республики и запустило туда регулярные рейсы из республиканской столицы. Для этого были закуплены новенькие Л-410 (помните такие чешские самолетики, летавшие там, где нужна была воздушная «маршрутка», а ВПП была с твердым покрытием?) Вот и мы, помня те еще времена, когда Л-ки служили верой и правдой наряду с «внедорожными» Аннушками, с удивлением обнаружили на шильдике этого самолета год производства – 2013-й. А вообще, это здорово, что хоть где-то дошли руки до реанимации этих аэродромчиков, хранимых зачастую энтузиастами – пенсионерами, как в Чухломе, где диспетчер невозмутимо ответил на звонок летящего туда Валеры, первого за 20 лет, кто решил сесть на полосу, все это время поддерживаемую на должном уровне именно для такого случая. А после Ижмы – вообще сам Бог велел обратить внимание на эту уникальную особенность, сохранность аэродромов силами стариков – аэродромных пенсионеров прошлых времен, несущих свою вахту в надежде на то, что наступят лучшие времена. Вот, в Коми они наступили, и мы летим прямиком из Сыктывкара в Вуктыл, оставляя под крылом и столицу,
и топи непроходимых коричневых болот
пересекаемых лишь газопроводом «Сиянье Севера» и технологической дорогой вдоль него…
Пока не садимся на полосу Вуктыльского аэродрома. Вуктыл – небольшой достаточно новый (ровесник газопровода) городок газовиков, и аэродром – скорее, все же, газпромовская вертолетная площадка.
Рейс из столицы тут – в новинку, поэтому встречать его приезжает специальный городской автобус. Поскольку всех остальных пассажиров разобрали встречающие, в автобусе мы одни, и водитель спрашивает адрес, куда нас прямиком доставить, с удовольствием беря за это 15-рублевую плату за проезд.
Вуктыл построен по принципу сот – дома расположены квадратами, образующими внутренние дворики, полностью закрытые от внешних ветров, одной стороной прилегающие к городским улицам. В одном из таких двориков, на 5-м этаже пятиэтажки, и располагается дирекция заповедника «Югыд Ва». Туда мы и направляемся