Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

" Самоцветы русской короны". Часть 1, "На Троне Рюрика". Сюжет 2. «И вместе были две Руси». Софья (Ефросинья) Витовтовна.

4 июля 2022

  Витовт же, пользуясь союзническим расположением Москвы, будет ходить на Орду и на примкнувшую было к Орде Рязань через Москву; Рязань в ответ пройдет через безучастную Москву на литовский Смоленск.  А что Василий? Пригласит к себе в Коломну Олега Рязанского, где, на пару с Софьей, они и отчитают соседа словесно. А потом и Витовт приедет в Коломну – повидаться, да поговорить …  Но и тут Василий не выставит войска. Все 34 года их с Софьей совместного правления Московия останется мирной.

А что Витовт? Пика своей мощи Литва Витовта достигнет к 1399 году. К этому времени Орда прекратит свои усобицы,  Тимур обратит свой взор на Восток, оставив в прежних владениях и в покое Едигея. Вот тут Витовт и решит раз и навсегда покончить с ненавистными восточными соседями. Он соберет огромную коалицию, в которой к Литве присоединятся и Польша, и Тевтонский Орден, и беглые, обиженные Едигеем, татары Тохтамыша, и русские дружины. Витовт решит дать генеральный бой Едигею у речки Ворсклы. И потерпит в этом бою такое сокрушительное поражение, что Орда останется стоять еще много лет, тогда как силы Витовта будут подорваны, сам он в этой битве будет ранен, чуть не утонет, и в знак своего чудесного спасения заложит целый ряд храмов и монастырей. Но у руля Великого Княжества Литовского, пусть и сильно потрёпанного, останется.

Но не всё и не всегда было гладко у тестя с зятем при любимой дочери и жене между ними, даже «война» была. Когда Витовт оправится  от поражения на Ворскле, первое, куда он пойдет воевать, будет Псков. Витовт нападет на Псков, возьмет город Коложе, побьет и ограбит много народа. Псков обратится за помощью к Новгороду. Но Новгород тех времен – вполне устоявшаяся демократия, а в демократическом обществе любого типа, места и времени – ой как сложно принять решение о посылке войск в другую землю, пусть и для защиты близких соседей. Автократам и диктаторам это сделать гораздо проще и быстрее. И тогда, не дождавшись, пока новгородские демократы уговорят друг друга помочь соседу, Псков попросит защиты у Василия. Василий выставит войско и разорвет договор с тестем. За три года (1406-1408)  Витовт и Василий три раза будут выступать навстречу друг другу с большим войском каждый, но все три раза будут уклоняться от прямой встречи на поле боя. Последний раз это произойдет в сентябре 1408-го года на реке Угре (вот ведь магия мест! Прямо как Калка, даже круче). После «стояния на Угре» - предтечи большого стояния там же с татарами его внука 72 года спустя – Витовт с Василием обнимутся и разойдутся, договорившись остаться каждый при своем и больше не воевать. Представляю, как Софья была этому рада!

Все 34 года совместной жизни с Василием Софья будет, несмотря на сказанное выше, скорее, княгиней при князе. Да, она обеспечит союз мужа с отцом, она многое сделает, чтобы правление мужа было максимально мирным, но делать это будет за спиной Василия, отдавая максимальную часть себя рожденным от любимого мужа детям. Но и отца она будет любить всей своей душой и постоянно навещать его, то в Смоленске (чаще), то в одном из замков на Немане, так что связь дочери с отцом и внуков с литовским дедом не прервется. Но судьбе будет угодно, чтобы четверо из ее первых детей, мальчиков, умерли при возвращении, то из той самой Костромы, куда она бежала от Едигея, то из Коломны, все от «моровой язвы», -  чумы. После четырех рожденных и умерших мальчиков следующие четыре ребенка будут дочерями. Старшая из них выйдет замуж за Византийского Императора Иоанна VIII Палеолога. Запомните эту фамилию, она нам потребуется в следующем сюжете. Девятый ребенок у них родится, когда Софье исполнится 44 года.

Рожать в этом возрасте, как мне рассказывали, непросто и в наше время. Эту беременность Софья переживает крайне тяжело, к моменту родов она настолько больна, что все ждут ее смерти, только Василий отчаянно молится и просит это делать всех церковных людей. Но и тут она справится, вот как это опишет Карамзин: «Мать его не скоро разрешилась от бремени и терпела ужасные муки. Беспокойный отец просил одного Святого Инока Иоанновской Обители молиться о Княгине Софии. «Не тревожься! - ответствовал старец: - Бог дарует тебе сына и наследника всей России». Между тем духовник Великокняжеский, Священник Спасского Кремлевского монастыря, сидел в своей келье и вдруг услышал голос: «Иди и дай имя Великому Князю Василию». Священник отворил дверь и, не видя никого, удивился; спешил во дворец и сведал, что София действительно в самую ту минуту родила сына. Невидимого вестника, приходившего к Духовнику, сочли Ангелом; младенца назвали Василием, и народ с сего времени видел в нем своего будущего Государя, ожидая от него, как вероятно, чего-нибудь необыкновенного»[4].

27 февраля 1425 года умирает Великий Князь Василий I Дмитриевич, оставляя 54 летнюю Княгиню Софью с 10-летним сыном Василием на Московском престоле. Собственно, полноценной властительницей Софья становится с этого момента.

Властительницей для всех, кроме Юрия Дмитриевича Звенигородского, брата умершего мужа Софьи Василия Дмитриевича. Юрий Дмитриевич, вместе с уже достаточно взрослыми сыновьями Василием (будущим Косым) и Дмитрием Юрьевичем (Шемякой) вспомнят о завещании – Духовной Грамоте – Донского, и развяжут династическую войну с малолетним Василием и его матерью Софьей за престол. Но и тут Софья сможет «разрулить» ситуацию мирно, по крайней мере, на  первом отрезке. Проблема Духовной Грамоты Донского, конечно же, простая зацепка, повод. Зацепившись за приведенную выше фразу, что отчина Москва завещается «князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру», Юрий трактует ее, как впрямую оговоренное право по смерти Василия стать на его место. Но Софья парирует: завещание написано в тот момент, когда Василий Дмитриевич даже женат-то не был, а его сына и  наследника Василия Васильевича даже не было задумано. А когда Василий Васильевич появится, то он и будет наследником, о чем Василий-старший впрямую напишет уже в своей Духовной Грамоте. Которая и отменит завещание деда, как устаревшее.

Василий готовился к смерти, причем, похоже, задолго: история сохранила три варианта его Духовной грамоты. Последняя, третья ее редакция появится в 1423-м году, за два года до смерти князя. «Приказываю своего сына, князя Василья, своей княгине. А ты, сын мoй, князь Василей, чти матерь и слушай своее матери в мое место, своего отця. А благословляю своего сына, князя Василья, своею вотчиною  <…> А даст Бог сыну моему великое княженье, ино и яз сына своегo благословляю, князя Василья» [5]. Всё предельно четко.

Софья, понимая, что Юрий не отступит просто так, начинает дипломатию. За Василием и Юрием в Духовной Донского следуют младшие Андрей (получивший от Донского Можайск) и Пётр (князь Дмитровский и Углицкий). Собственно, Софья договаривается с Андреем и Петром о поддержке, образуя коалицию детей Донского «3 против 1». Как говорят источники, сделать это было не сложно, поскольку выгоды от сохранения статус-кво для них несомненно больше, нежели возможные выгоды от перемен  непредсказуемого брата и его отпрысков. Кроме того, сторону Софьи занимает и митрополит Фотий – удивительная личность, Святой в лике Святителя. Авторитет его очень велик, и он целиком на стороне Софьи, поскольку и с Витовтом тоже хорошо знаком. Наконец, и Орда признает первенство Василия II. Вроде, всё в порядке, но Софья делает еще один ход. На основании вошедшей в Завещание Василия фразы «А приказываю сына своего, князя Василья, и свою княгиню, и свои дети своему брату и тестю, великому князю Витовту, как ми рекл, на бозе и на нем, как ся имет печаловати, и своей братье молодшей, князю Ондрею Дмитриевичю, и князю Петру Дмитриевичю» [там же], Софья, провозгласив себя регентшей при малолетнем сыне, создает опекунский совет, призванный следить за соблюдением законных прав Василия II и утверждать ее, как регентши, решения именем князя. В опекунский совет, кроме нее самой, включаются все, перечисленные в Духовной, лица: Великий Князь Витовт, а также дядья Василия и братья претендента Андрей и Пётр.  Но самый эффектный шаг Софья делает после этого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6
Рейтинг: 0 Голосов: 0 735 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.