29 августа
Сегодня мы прошли Котлас.
Первое упоминание Котласа (Кодласа) встречается в XVII веке. На географических картах, напечатанных в Голландии, Котлас описан, как город на Северной Двине, которая тогда была единственной возможностью для иностранцев попасть в Московию по воде.
Движение по Северной Двине для нас оказалось непростым. Фарватер есть, но отмечен не точно. Хорошо, что там песок, а не камни (о наши моторы!).
В Котласе нас встретили друзья из краеведческого музея, в том числе и мастер по шитью берестяных лодок Александр Шутихин. На севере принято говорить, что лодки именно «шьют», а не строят, потому что изначально доски сшивали между собой еловым корнем. Так и осталось выражение в ходу – даже сейчас, когда всё делается из гвоздей и железа. А береста – она реально сшивается, технология такая.
Сотрудники музея рассказали о нескольких местах, где стояли предполагаемые городища – Вотлажма и Пырас, поселения XIV – XV веков, а может, и старше.
Закат. Фото: Даниил Горбачев
Потом мы вошли в Вычегду. По ней двигаться гораздо легче, эта речка более предсказуема. Если мель, то песчаная, не страшная для моторов.
Шли скоро, и к вечеру пришли в Сольвычегодск (ранее, в XV веке – посад Усолье или Усольск, жители селились у Соляного озера), где нас уже встречали коллеги из Сольвычегодского музея. С ними мы сейчас и сидим у костра, разбив лагерь практически в центре этого маленького города, недалеко от Благовещенского храма. Завтра при свете дня погуляем по городу, и пойдем дальше
Наши следующие ключевые пункты:
Коряжма – современный город, с целлюлозно-бумажным комбинатом. Там, вероятно, будет приключение, мы пока думаем, как пройти понтонный мост.
Затем Яренск, известный в том числе и тем, что там останавливался во второй части своего путешествия Робинзон Крузо.
После Яренска – Усть-Вымь и Вымь. Согласно «Большому чертежу», дорожной карте XV-XVII веков, построенной по основным дорогам того времени (от Ледовитого океана до Черного моря, от Финского залива до восточного склона Уральских гор), Усть-Вымь – это старая Пермь.
Когда мы пройдем Вымский волок, нам останется еще примерно треть пути...
Василий Киреев, руководитель экспедиции. Фото: Марина Левашова