Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Вводный очерк 2-го Раздела - "Пути и маршруты движения в Древней Руси с конца 1 до середины 2 тысячелетия. Европейская часть и Югра".

16 августа 2019

В начало.

Раздел 2. Пути и маршруты движения в Древней Руси с конца 1 до середины 2 тысячелетия. Европейская часть и Югра.

Очерк 2-1. Вступление ко второму разделу.

                Всё, что написано выше, следует отнести к первому, вводному разделу. Я не буду его сейчас переименовывать в «Раздел», чтобы не поплыли ссылки. Но, благодаря этому разделу, мы, как мне кажется, «поймали» логику географического подхода к изучению истории, увидели «подарок географии» в виде предоставленных ею путей, научились находить их на картах. Из карт этих путей мы увидели ключевые места, где должны образовываться пункты контроля над движением – погосты, остроги и города. Самое главное - мы увидели, что вся рассматриваемая территория имеет существенно схожие, общие черты, что предопределяет схожий уклад жизни на этих территориях, схожие способы организации хозяйствования, делает возможным схожий способ коммуникации – движения. Всё это определяется географией территории. Главное в логике предыдущего раздела то, что именно география территории предопределяет последующие исторические события, делая второстепенными такие «надстроечные» особенности развития, как этнические различия проживающих на ней людей, их верования и взгляды. Даже общественные отношения, даже само государственное устройство (или его зачатки) – следствие территориальных свойств, а никак не наоборот. Вместе с тем мы видели, что различные части территории генерируют* различный товар, весьма ценный как в различных частях описываемого пространства, так и вовне; общая же география позволяет перемещать этот товар по путям, ей же предоставленным. В этом разделе мы попробуем проследить, как, по каким маршрутам идет перемещение товаров, и попробуем описать эти конкретные пути.

(* - сноска. Умышленно пользуюсь словом «генерируют», а не «производят». Мне кажется, несмотря на мою нелюбовь к заимствованиям, у этих слов разный оттенок: производят товары люди, а вот территории – генерируют).

                Давайте вернемся к карте из пятого очерка предыдущего раздела – «Реки Европы».

                На этой карте я обозначил четыре центра торговли, перемещение товаров между которыми и предопределило развитие нашего государства:  Северо-западный или скандинавский центр (Готланд, Бирка), Византия, Персия и Заволочье. Первоначальный летописец, а вслед за ним и многие историки, настаивал на главенствующей роли транзита «Северо-запад – Византия» («из варяг в греки») в нашей истории, и эта точка зрения долго главенствовала в нашей исторической науке, невзирая на очевидные нестыковки (очерк 5). В дальнейшем эта позиция скорректировалась в пользу выделения пути «Северо-запад – Персия» («из варяг в персы»).  Тут, конечно, нужно делать привязку ко времени, поскольку разные пути играли разную роль в разные моменты времени. В этом разделе мы постараемся рассмотреть различные пути движения, причем как между этими центрами, так и внутри рассматриваемой области, основываясь на перемещении товаров, описанных в очерке 8, часть 1. Но начать я хочу с четвертого центра, Северо-восточного, «Заволочья». И тому есть целый ряд причин.

                Причина первая, географическая. Из всех четырех обозначенных мной областей только эта является внутренней областью рассматриваемой нами территории. И в те далекие времена, и сейчас, эта область принадлежит нашей стране. Остальные три центра лежат вовне и являются либо потребителями наших товаров, либо центрами мены.  Эта же область сама генерирует товар, ценный для торговли во всех трех остальных центрах.

                Из этого следует вторая  причина – экономическая. Нам трудно дать оценку объему и стоимости перевозимых товаров в древнейшие времена, но на окончание рассматриваемого периода мы можем экстраполировать данные по товарному потоку  из Мангазеи (конец 16-начало 17 века).  По данным сохранившихся книг десятинного сбора (то есть, перечня того «налога», что уходил прямым ходом в казну) тех времен «в 1624 году в Мангазею было доставлено с промыслов 68120 соболей, в 1625 году - 81230, в 1628 году - 103330, в 1630 году – 80000». Из тех же книг известно, что в период с 1630 по 1637 год в казну поступило около полумиллиона соболей. Если вы хотите узнать объем торговли – умножьте эту цифру на 10. Понятно, что это рассвет Мангазеи; да и сама Мангазея – это уже совсем дальняя граница рассматриваемой территории, вернее даже ее «эксклава» - Югры. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что количество (и их стоимость) поступающих в казну оттуда соболей сравнимо с размером самой казны. По различным оценкам (В.Н. Булатов, Н.А. Окладников), это примерно от 40 до 50 процентов дохода всей казны. Но, во-первых, это только соболя; есть еще и песец («налоговая стоимость» одного соболя равнялась 16-ти песцам), не говоря о лисицах, белках и бобрах. А во-вторых, это только «мягкая рухлядь» и только Югра. А как мы с вами видели в очерке 8 часть 1, эта местность (всё Заволочье в целом) генерировала еще одну весьма ценную группу товаров – продукты промысла морского зверя. «Рыбий зуб»  и, особенно, ворвань. И если первая группа – меха – ценится в «западных» центрах торговли больше, то для второй персидский рынок – «кладезь маркетинга». Впрочем, на персидском рынке уходит любой товар, поскольку Персия и Хорезм – ключ к торговле с Индией и Китаем.

                Не могу себе не позволить маленькую ремарку. Как в 17 веке Югра давала от 40 до 50 процентов дохода казны, так…  и теперь Югра дает ровно столько же. Только если раньше тут было сосредоточено около половины добычи русских мехов, то теперь – около половины (46%*) добычи российской нефти. А если добавить сюда соседний (к северу) Ямал – поставщик ворвани и «зуба» (тогда) и газа (сейчас; 82,8* процента российского газа добывается здесь), то получите «роль» этого региона в формировании казны  бюджета страны в размере 43 процентов общероссийских доходов. То есть, сейчас, в 21-м веке, столько же в процентах, сколько и в 17-м. Если такое соотношение действует на протяжении более четырех веков, отчего же его не экстраполировать на такой же период и в прошлое? (Шутка). (*Цифры взяты из открытых источников, таких, как сайт компании Газпром, информационные сайты РБК, Инфокс, Регнум).

                Третья причина – историческая. О существовании Заволочья и Югры хорошо знают все источники, как русские, так и зарубежные. Любимая нами «Повесть временных лет» говорит о походе «отрока», - сына Гюряты Роговича, в Югру под 1096 годом: «Теперь же хочу поведать, о чем слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович новгородец, говоря так: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую, Югра же – это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север»». (Как обычно, ПВЛ в переводе Д.М.Лихачева). Тут два момента: в Печору «отрок» ходит, как к себе домой, за данью. Иногда и в Югру «заглядывает», но «не всегда доходим до них». Но если «отрок» доходит, то в обмен на железо получает меха. Рассказ этот, возможно, не был бы помещен в летопись, если бы не «чудо дивное», начавшееся три года назад. Именно оно удостоилось внимания, а вот факт хождения в Печору и Югру – обыденность для летописца. Жаль, что «чудо дивное» случилось только в 1096-3=1093 году; случись оно не за три, а за двести тридцать лет, мы узнали бы о Югре под той же датой, что и о Рюрике. И дальше упоминания о Югре мелькают в летописях с завидной регулярностью: под 1114 годом летописцу (Ипатьевская летопись) рассказывают о том, что в Югре  из тучи «выпадут белки молоденькие», в 1184-м были «избиты» в Югре заволочские, печорские и югорские даньщики, а в 1193-м в Югре погиб отряд новгородского воеводы Ядрея. Тут совсем интересно: Ядрею югорцы не дали дани со словами: «Мы копим серебро и соболей и узорочья; не губите своих смердов и своей дани!» (по Н.И.Костомарову, «Русская республика»). То есть, во времена Новгорода в Югру ходили не только за соболями, но и, в первую очередь, за серебром (sic!) А еще и за узорочьем – по всей видимости, здесь имеются в виду  украшения, возможно, драгоценные. И если соболя – продукт самой Югры, то серебро, очевидно, продукт торговли югорцев. А узорочье – продукт как торговли, так и, возможно, производства украшений из привезенных из Персии (чуть ниже!) материалов. Второй момент – Сам Гюрята Рогович. Упоминания о нем есть не только в ПВЛ, но, например, и в Новгородской первой летописи младшего извода, где он обозначен 10-м в списке из 89 имен посадников. В другом месте, в списках, прилагаемых к Ермолинской летописи, он – 11-й, но там есть и Мирослав Гюрятович, очевидно, тот самый, ходивший в Югру отрок. И напоследок – найденные в 1999 году в Троицком раскопе берестяные грамоты, где в грамоте №907 содержится отчет некоего чиновника Тука вышестоящему чиновнику Гюряте о расследовании кражи; то есть, это -  вполне себе достоверный административный документ. (Кстати, забавен результат расследования: никакой кражи не было, на нее списали недостачу).

                Не менее интересны свидетельства о Югре из других источников, по другую сторону товарной цепочки – из Персии. Приведу здесь длинную цитату из Абу Хамида аль-Гарнати (1080—1170), арабского путешественника и исламского миссионера; в книге «Ясное изложение некоторых чудес Магриба, или выборка воспоминаний о чудесах стран» аль-Гарнати приводит подробный рассказ бухарского купца о странах к северу от Булгара (помните – Волжская Булгария, - очерк 8 часть 2), в котором он побывал лично:

                «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена — из дуба. А вокруг него без конца [всяких] народов, они уже за пределами семи климатов. Когда день длинный, то длина его двадцать часов, а ночь — четыре часа. А когда наступает зима, длится ночь

  И есть в их земле кости племени Ад, ширина одного зуба — две пяди, а длина его — четыре пяди; а от головы его [т.е. великана] до плеча — пять ба, а голова его, как большой купол, и их там много. А под землей есть бивни слонов, белые как снег, тяжелые как свинец, один — сто манное и больше и меньше, не знают, из какого зверя они выломаны. И вывозят их в Хорезм и Хорасан. Из них изготовляют гребни и шкатулки и другое, так же как изготовляют из слоновой кости, но только это — крепче слоновой кости: не ломается.

  И выше этой страны обитают народы, которым нет числа, они платят джизъю царю булгар.

  А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.

  А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной. Купцы говорят, что Мраки недалеко от них и что люди Йура ходят к этому Мраку, и входят в него с факелами, и находят там огромное дерево вроде большого селения, а на нем — большое животное, говорят, что это птица. И приносят с собой товары, и кладет [каждый] купец свое имущество отдельно, и делает на нем знак, и уходит; затем после этого возвращаются и находят товар, который нужен в их стране. И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей; если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставляет другие, и не бывает обмана. И не знают, кто такие те, у кого они покупают эти товары».

                Здесь дано много сведений, в которых надо разбираться; много названий. Но за мифической Йуру видится Югра, не так ли? Если и не по созвучию, то уж по географии. И есть две области – Вису и Ару, находящиеся в непосредственной близости от Булгара, но к северу. Да и товар – наш с вами, включая «рыбий зуб» и бивни мамонта, активно продаваемые и по сей день из арктической зоны нашей страны в Китай копателями на тяжелой технике. Что же до обычая йуру класть товар и забирать потом другой, то этот процесс описан впоследствии (Ибн-Баттута, например), как основа «немой» торговли. «Каждый из них оставляет там товары, с которыми приехал, и возвращается на свою обычную стоянку. На следующий день они приходят снова для осмотра своего товара и находят насупротив него соболей, белок и горностаев. Если хозяин товара доволен тем, что нашел насупротив своего товара, то он берет его, если же недоволен, то оставляет его» (По В.Н. Булатову, «Русский Север»). Но хватит цитат, пора к картам.

                Но еще одна краткая ремарка, короткая и не самая важная, четвертая причина, почему надо начинать с Северо-востока, из Заволочья. Идеологическая. Предыдущие исследователи уже начинали и с Северо-запада, и из Византии (из варяг в греки), и из Новгорода. Начиная оттуда, я рискую попасть под влияние идеологии этих рассмотрений, чего делать мне «не позволяет религия». Начиная из Заволочья, я сохраняю, таким образом, верность верховному и единственному божеству нашего рассмотрения – географии. Так что к картам.

Очерк 2-2. Заволочье. Бьярмия, Пермь и Печора. Югра. Продолжение следует.

 

  

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.