Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Шум-гора. Часть 2. Анализ, выводы и литература..

27 июня 2021

В начало (Часть 1, Знакомство).

Шум-гора.  Часть 2. Анализ.

«— Нет ли у тебя какого-нибудь горя, о Волька ибн Алеша?

 Скажи, и я помогу тебе. Не гложет ли тебя тоска?

— Гложет, — застенчиво отвечал Волька.

— У меня сегодня экзамен по географии».

Л.Лагин, «Старик Хоттабыч».

В этой части мы поступим так: сначала пристально посмотрим на положение Шум-горы в контексте общей географии Новгорода, как административного центра и «перекрестка путей» и товарных потоков, сделавших Новгород центром, а Передольский погост – ключевой точкой. Затем посмотрим, как эти товарные потоки регулировались и кем, то есть, остановимся на княжеской роли в этих потоках времен рубежа 1-2 тысячелетий. А затем возьмем несколько конкретных событий из жизни этих князей и соотнесем их с Шум-горой. Посмотрим, что выйдет. Начнем с географии.

Новгород времен «призвания Рюрика». Пути и товары. Момент призвания Рюрика – ключевая точка нашей истории: с нее начинаются летописные повествования (то есть, это точка начала нашей «уверенной памяти» о себе), с нее принято начинать отсчет Древней Руси, как государства. Первоначальный летописец предлагает считать началом начал географию, - он производит величие Новгорода от его положения на маршруте «из варяг в греки». Я писал подробно о странности и идеологической подоплеке такого начала нашей истории (см очерк 5 истории ВВП, «Из варяг в греки»). Если вкратце, то путь из центров скандинавской торговли (Бирка или о. Готланд – «из варяг») в Византию (Константинополь-Царьград, нынешний Стамбул, «в греки») имеет множество различных вариантов маршрутов, которые можно объединить в 4 группы: 1. – «Новгородские».  По Балтике – Неве – Ладоге – Волхову в Новгород. Из Новгорода по Ильменю - Ловати и волоком в один из притоков Западной Двины. Из Западной Двины по, например, Каспле волоком в Днепр. По Днепру вниз через Киев до Черного моря, и по последнему в Царьград. Это классика «из варяг в греки». Я пока оставлю самую первую проблему на этом пути – крюк через Ладогу, тогда как в Новгород можно попасть напрямую по Луге – это мы еще рассмотрим. Но «несуразность» всего пути через Новгород возникает сразу же, как только вы попадете в Западную Двину: в нее ведь можно попасть напрямую из Балтики. Это маршрут 2. – Двинско-Днепровский. На нем вы избежите длинного пути по Финскому заливу и очень неспокойной Ладоге; на нем вам не нужно подниматься по Ловати через 150 порогов и перекатов. На этом пути вы избежите лишнего волока. И этот путь короче первого на 1000 километров (при его общей длине около 3 тысяч). Но в Новгород вы так не попадете. 3. –  Путь Буг-Припять. Из Балтики вы входите в Вислу, оттуда в Западный Буг, из которого переходите волоком в Припять. Волок на этом пути самый простой, болотный и короткий, а весь путь еще короче второго на 200 километров. Припять ведет в Днепр у Киева. И есть 4-й путь – Дунайский. Из Балтики вы входите в Одер и поднимаетесь по нему до чешской Остравы. Здесь у вас будет 3-х километровый волок в Бечву, по которой можно спуститься к Мораве, притоку Дуная. Этот путь несколько длиннее 2-го и 3-го, но все равно короче 1-го. И этот путь позволяет миновать Киев и Днепровские пороги, а также сократить путь по Черному морю вдвое.

Кстати, три первых маршрута всяко ведут через Киев, а наличие четвертого делает сказку об основании Киева (там, где Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь) очень похожей на правду: Кий под конец жизни покидает Киев, чтобы княжить в Киевце-на-Дунае. А заодно 4-й маршрут  объясняет «сумасбродное» Святославово (Игоревича) решение перенести свой престол в Переяславец на Дунае из Киева. Говоря своему окружению «ибо там центр земли моей», Святослав не преувеличивает: город в устье Дуная (как и Киевец Кия) контролировал бы все четыре маршрута путей «из варяг в греки», тогда как стольный Киев-град – только три.

Но только к Новгороду это не имеет отношения. Любой здравомыслящий путешественник поехал бы из варяг в греки через Новгород лишь в одном единственном случае: если ему надо было обязательно заехать в Новгород. Из географии прямо следует, что Новгород не может являться следствием пути «из варяг в греки»; все как раз наоборот: ветка пути через Новгород – следствие того, что Новгород к тому времени уже есть, и он крайне важен. Иными словами, нет пути из варяг в греки через Новгород, но есть путь из варяг в Новгород, и есть путь из Новгорода в греки.

Новгород лежит совсем на другом пути, очевидным образом существовавшем и до развития контактов с Византией, и до призвания Рюрика. «Из варяг – в персы». Великий Волжский торговый путь. Этому пути обязаны своим величием не только Новгород: благодаря ему образовалась и возвысилась Хазария, благодаря ему выросла и оформилась в самостоятельный государственный центр Волжская Болгария, трансформировавшаяся впоследствии в заклятого, впрочем, как и сам Новгород, врага московитов – Казань. Именно этому пути обязаны археологи своими находками арабских и персидских монет, в большинстве своем преобладающих в кладах и россыпях по всей Древней Руси, а в рассматриваемом нами бассейне Луги – так и вообще эксклюзивных. Вы представляете, какой объем товаров должен был идти из Прикаспия, чтобы вся территория нынешней Европейской России вела бы свои расчеты в аббасидских и саманидских дирхемах? Это вам даже не современный доллар… Но и их не хватало, и в Новгороде аж до 17 века было разрешено платить таможенные пошлины перцем.

Великий Волжский торговый путь начинался на Каспии, где стыковался со старой северной веткой Великого Шёлкового пути, по Волге через Хазарию поднимался к месту слияния Камы и Волги и разделялся, под контролем Волжской Болгарии, на две ветки – Камскую и Европейскую, продолжавшуюся вверх по Волге. Здесь было множество вариаций – и «срезка» огромной Волжской петли Окой, Клязьмой и Нерлями – Клязьминской и через волок – Волжской. И ответвления на северные маршруты – Шексной в Онегу или Мологой и Чагодощей в Сясь. Но основной поток шёл по Волге вверх, до Твери, где бо́льшая его часть уходила вверх по Тверце и волоком у Вышнего Волочка в Цну - Мсту. Мста же приводит в озеро Ильмень аккурат у истока из него Волхова, где и стоит Новгород.

Да, маленькая историческая ремарка. Начиная с 5 и по конец 7-го века между Византией и Ираном идут нескончаемые войны, обескровившие и фактически разрушившие обе державы. В ходе этих войн постоянно перекрываются, порой умышленно, проходящие здесь ветки Великого Шёлкового пути. Сам Бог велел переключить часть китайского транзита на север, через Волгу и будущий Новгород. Что с успехом и делает Хазария, на территорию которой заходит северная ветка Великого Шёлкового пути. Надо полагать, что именно с этого момента начинает экспоненциально расти товарный поток по территории будущей Древней Руси.

Другая часть Европейского потока могла подниматься вверх по Волге до Верхневолжских озер, из которых возможен путь в Полу, впадающую в Ильмень с юга (в 1133-м году в летописях зафиксирована попытка новгородского посадника Иванко Павловича «рыти реку» - углубить Волгу в месте ее впадения в оз. Стерж). А возможен и волоком в Западную Двину; тогда этот путь не касался Новгорода, но на нем расцвел другой древнерусский центр – Полоцк. Можно оценить «магистральность» товарного потока по той или иной ветке пути «от обратного»: чем больше развился контролирующий его город, тем, стало быть, мощнее и богаче был товарный поток. И абсолютное превосходство Новгорода – свидетельство бо́льшей «мощности» товарного движения именно через него, вопрос лишь Мстой ли, или Полой. Кстати, место «рытия реки» контролировал древнерусский город Стерж, а место впадения Полы в Ильмень – Городок на Ловати, старший брат и возможный предтеча самого Новгорода. Но мне кажется предпочтительным путь Мстою, хотя наиболее вероятен вариант параллельного использования разных путей, большинство которых стекалось в Новгород. За Мсту, кроме географии, рисующей прямизну пути, говорит и еще один аргумент. Ровно этот же аргумент говорит и за Лугу против Волхова, поэтому о нем несколько ниже. Здесь встаёт вопрос порогов на Мсте, но, во-первых, пороги проходятся или обходятся (Вышний Волочёк на этом пути потому и Вышний, что есть еще и Нижний –деревня просто Волок, сразу ниже порогов; от нее начинался обходной путь через волок в Уверь). А во-вторых, тут потерпеть надо каких-то двадцать верст, тогда как Пола порожиста и перекатиста вся.

А вот после Новгорода пути снова расходятся. Классика маршрута из Новгорода в Балтику ведет нас вниз по Волхову в Ладогу, откуда Невой в Финский залив. Но я более чем уверен, что главный путь шел не здесь, а как раз мимо Шум-горы. То есть, из Ильменя поднимался по Шелони в Мшагу, входил в Кибу и шел по ней к Новгородским Волочкам, чтобы, перейдя их и оставив десятинную плату за проезд у Шум-горы в виде саманидских или аббасидских дирхемов, лететь вниз по Луге на всех парусах до самой Балтики, попасть в которую можно севернее Кургальского полуострова – по Луге в Лужскую губу, или южнее, через Россонь – бифуркацию (ответвление) Луги в Нарву и Нарвский залив.

Классический маршрут по Волхову, Ладоге, Неве и Финскому заливу – это с хорошей точностью 550 км пути, если считать от Новгорода до геометрического центра Нарвского залива, где этот путь сойдется с Лужским вариантом. Из этих 550 км плыть по морю – Финскому заливу и крайне неспокойной в своей южной части Ладоге придется почти половину – 250 км. Нева и Волхов также не самые простые реки: на Волхове есть пороги (Гостинополье) и даже своё Запорожье. Есть пороги и на Неве – знаменитые Ивановские. Но бо́льшую угрозу для путника представляют открытые водные пространства – Ладоги и Финского залива. Особенно Ладоги, поскольку господствующие здесь северные ветра нагоняют к южному берегу солидную волну, представляющую опасность даже теперь. Но открытая вода означает и появление потенциального неприятеля, обладающего морским флотом, тогда как путнику с Персидским товаром предстоит путь большей частью на речных судах. Луга лишена этих препятствий. Нет, пороги есть и на Луге, но вот весь маршрут от Новгорода здесь составит всего 350 км - он на 200 км короче классического. То есть, на пути из Новгорода Лугой вы сокращаете практически всю морскую часть Невско-Волховской классики. Взамен, правда, получаете Новгородские Волочки, но они коротки, оборудованы, а обслуживанием их и занимается тот самый город у Шум-горы – Передольский погост, жители которого с удовольствием перевезут все ваши товары, возможно даже с лодками, за пару дирхем Гаруна ар-Рашида.

Главный аргумент в пользу движения Лугой (в противовес Волхову – Неве), как и Мстой (в противовес Поле) лежит в области налоговой политики. А именно в решении Княгини Ольги упорядочить сбор даней и оброков и установить систему погостов для этой цели. Мы посмотрим, где и как она сделает это в первую очередь, но перед тем давайте посмотрим на княжеское сословие того времени и вообще на институт княжеской власти в период перед и непосредственно после появления Рюрика в нашей истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6
Рейтинг: 0 Голосов: 0 8169 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.