Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Шум-гора. Часть 1. Знакомство.

27 июня 2021

                Легенды и поверья Шум-горы. Давайте начнем с конца – со дня сегодняшнего. Паломников, посетителей и зевак на Шум-горе немало, тем более что описанные исследования создали некий ореол таинственности вокруг этого места. Наверное, и я этой статьей подливаю масла. Растущая на вершине кургана берёза увешана ленточками. Традицию повязывать ленточки в неких знаковых местах я рассматривать не буду, хотите – ищите корни в заимствованиях у буддистов, хотите – вспоминайте духов, берегинь и богиню Ладу. Я так думаю, что это просто поветрие, нравится людям так выражать свои чувства – вот и вошло в обиход.

Рис 11. Берёза на Шум-горе. фото отсюда - https://news.novgorod.ru/articles/read/529.html

Другое поветрие – оставлять на камнях, особенно, необычных, тем более со следами чего-то, монетки. Тут тоже можно найти аналоги в истории верований: финно-угорские народы бросали в захоронения родичей не просто горсти земли, но горсти земли и монет. Этот обряд практиковался по всему северу и северо-востоку, описан он и в исландских сагах времён проникновения викингов в Подвинье и Бьярмию. Причем это именно те времена, когда как раз и существовал Передольский погост. Что же до камней, то тут их много; часть из них содержит следы, которые можно интерпретировать как письменные. Упомянутые мной краеведы Алексашины из соседнего села собирали такие камни по всей округе Передольского погоста и складывали  у себя на огороде. В общем, вопрос, где этим камням лучше, я оставлю без ответа.

Рис 12. «Денежный камень», фото отсюда - https://news.novgorod.ru/articles/read/529.html

                Есть предание, что земля кургана Шум-горы священна, обладает магической силой и способствует исцелению от глухоты. Поэтому сюда идут паломники, а на Троицу приходят верующие с Крестным ходом. В 2015 году на вершине сопки был даже установлен крест с феерической надписью «первому христианскому правителю Руси благоверному князю Рюрику-Георгию от потомков». Я тут рискую навлечь на себя гнев «оскорблённых чувств верующих в христианскую благоверность Рюрика-Георгия», но и оскорбление моих чувств верующего в здравый смысл элементарными невежеством и дремучестью, прошу тогда тоже учитывать. Судя по более поздним фотографиям, крест всё-таки демонтировали. Но у этой истории есть несколько отсылок к более старым сказаниям.

                На вершине кургана во времена Быстрова тоже стоял крест. А еще раньше – часовня. Легенда говорит о том, что стоявшая здесь еще раньше, до Смуты, церковь провалилась во время богослужения, поскольку прихожане чем-то прогневили Господа. После этого и возникло поверие, что если приложить ухо к земле, то можно услышать шум или даже колокольный звон. Другая версия гласит, что это не прихожане прогневили Бога, а неприятель-безбожник напал столь внезапно, что разрушил церковь со всеми ее посетителями. А разрушив, забросал тела и обломки землей. Так и вырос курган, из глубин которого доносится шум, похожий на стон. Отсюда и название – Шум-гора. Однако это название кургана фиксируется только с середины – конца XIX века; даже во времена Быстрова чаще ее называли просто Большой сопкой, Большой горой, Вилией горой, Передольской сопкой, Крестовой сопкой. И Рюриковой могилой. Последнее название тоже достаточно позднее, больше оно стало употребляться с ростом популярности этого места в последние десятилетия, хотя фиксировалось  и раньше. Связанная с ним легенда гласит, что именно тут был похоронен погибший в бою Рюрик:

                «— Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке «Каменья» с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу…» Впрочем, в рассказах местных жителей летописный Рюрик порой заменяется сказочным «князем Юриком». На самом деле, легенд вокруг Шум-горы великое множество – и нечистая сила там живет, и это вообще братская могила погибших в боях с литовцами русов, товарищи которых насыпали курган над погибшими (непременно шлемами или шапками)… Давайте посмотрим, как назначение кургана трактуется исследователями.

                Две официальные версии назначения Шум-горы. Первая версия – наиболее старая, классическая: Шум-гора – погребальный курган. В принципе, ни одна из легенд этому не противоречит, если не уточнять, кто именно в нем погребен. Что до Рюрика, то все версии о его могилах (а их есть еще несколько – в Карелии, в Старой Ладоге) – догадки и легенды, причем практически недоказуемые, так что и отвергнуть их  совсем не получится. Другая версия высказана совсем недавно в упомянутой уже статье В. Я. Конецкого и С. В. Трояновскго, предположивших, что это оборонительное сооружение по типу распространенных к западу от Эльбы частных за́мковых владений – motte. То есть, это остатки феодальной крепости - «крепостцы», охранявшей собственные частные земельные владения князя – феодала, по типу западноевропейских, тогда как большая крепость – Городище – контролировала важный общественный объект, путь из Новгорода Лугой в Балтику, и город, стоящий у ключевой точки этого пути – у выхода Новгородских Волочков в Лугу. Авторы этой версии идут дальше, называя даже имя потенциального собственника этих земельных наделов – князя Мстислава Великого (Владимировича), сына Мономаха. В пользу этой версии говорит и его происхождение – матерью Мстислава была Гита – дочь последнего англо-саксонского правителя Англии Гаральда Гудвинсона. Связь Мстислава с матерью была столь велика, что западные источники называют его Гаральдом, в честь деда, а резкий прозападный крен виден в его правление невооруженным взглядом, и в религии, и в культурной жизни. Кстати, с именем Мстислава-Гаральда связывают и распространение на Севере Руси культа Николая Чудотворца, храмы в честь которого стали визитного карточкой всего Русского Севера («от Холмогор до Колы 33 Николы»). Именно в правление Гаральда-деда в Англии и Ирландии распространяется культ Святого Николая. И крепости motte распространяются в Англии в это же время.

                Я не буду дискутировать с авторами этой статьи; мне кажется, что в обеих версиях есть много общего. Если это погребальный курган, то, очевидно, это погребение кого-то весьма знатного, скорее – князя. И конструкция кургана непроста, и по размерам он превосходит многие подобные курганы, являясь едва ли не самым большим на территории всей Северной Европы. А если это феодальная крепость, то, очевидно, феодал должен быть княжеского рода. Дальше я попробую включить логистико-географический анализ: мне кажется более интересным вопрос самого положения Шум-горы (и города при ней), и, следовательно, ее значения в истории. А конкретное назначение кургана может проявиться, как дополнение к этому значению.

В.Киреев.

Часть 2.Шум-гора. Анализ - следует.

Страницы: 1 2 3
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4483 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.