Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Шум-гора. Часть 1. Знакомство.

27 июня 2021

                Июнь 2021 года, Москва, Россия. Зачем я столько написал о Шихуанди? В России тоже есть подобный объект. Наверное, не столь огромный по масштабам,  но по своей значимости для истории, как нашей, так и мировой, он не менее важен. Слава Богу, и у нас есть ученые и правители, не менее мудрые, чем китайские. Вот уже почти полторы сотни лет они не дают своего согласия на его открытие, справедливо полагая, что еще не время, ограничиваясь неразрушающими методами исследований.

Это тоже курган. Возможно, содержащий в себе гробницу. Различные методы исследований показывают возможность наличия внутри полости, похожей на склеп. И что совершенно достоверно доказано, курган рукотворный. Шум-гора.

Рис 5. Шум-гора.

( Взято отсюда - https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/batetskiy/shum-mountain/ )

                Не цепляйтесь пока к табличке: надпись про «сакральное – погребальное» мы еще обсудим, поскольку версий несколько. Основные из них две: Погребальный Курган и фортификационное сооружение (крепость). Но противоречат ли они друг другу?

«Гора» не столь впечатляюща, как Лишань – тут примерно 14 метров высоты и примерно 70 метров в диаметре основания. Но вот ее расположение… Смотрите на карте.

Рис. 6. Луга, Шум-гора и Новгородские Волочки.

                Видите, что Шум-гора находится на Луге, в ее верхнем течении? А из Шелони по Мшаге и Кибе сюда приходит волоковой путь из Новгорода. Вот это место более подробно:

Рис. 7. Новгородские Волочки.

                По моему скромному мнению, в определенный период времени, а именно с конца 9-го века (призвание Рюрика, а, возможно, и раньше) и до века 11-го именно путь из Новгорода в Балтику Лугой, а не Волховом, имел основное, первостепенное значение. Тогда становится понятно, что это такое – Шум-гора, раз она находится в непосредственной близости от выхода этого пути через волоки в магистральную Лугу. Вот это я и попробую рассмотреть ниже. А Шихуанди… Ну так понятно, раз Великий Шёлковый путь начинался оттуда, то там  место и столиц, и гробниц. А здесь? Но сначала надо посмотреть, что окружает Шум-гору: в Сиане Лишань окружают столицы царств и курганы. А здесь?

                Сентябрь 1880, Санкт-Петербург, Российская Империя.   В этот год в Известиях Императорского Русского Археологического Общества, в 4-м выпуске 9–го тома, выходит статья М. И. Быстрова «Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, Санкт-Петербургской губернии (описание курганов и кладбищ этой местности)». Быстрова, конечно, привлекает Шум-гора, но проведенные им исследования местности впечатляют немногим меньше. Вся та местность, которая окружает Шум-гору, вводится в археологический оборот под названием Передольский Погост. Ниже – рисунок из текста доклада Быстрова.

Рис 8. Передольский Погост по М.И.Быстрову.

 А – общий план погоста с ближайшими окрестностями;

Б – план «большой сопки»;

В – вид на Передольские сопки с запада

 

На этом плане Быстров фиксирует, кроме самой Шум-горы, еще три нетронутых кургана и несколько - распаханных крестьянами. Кроме того, территорию непосредственно у курганов занимает кладбище, которое местные жители зовут «Городок».

                В период с 1927 и по 1959 годы эта территория обследуется советскими археологами и паспортизируется – здесь выявляются шесть рукотворных курганов. Начиная с 1975 года на Передольском погосте идут постоянные работы Новгородского отряда ИА АН СССР. И наступает 1984-й год.

                1984 год. Новгород – Луга, СССР. На Передольском погосте начинает работы Надежда Игоревна Платонова, известный историк и археолог, чьи интересы лежат в области истории и археологии Северной Руси. Ее экспедиции описывают Передольский погост, выводя его в разряд крупнейших протогородских поселений Новгородской земли рубежа 1- 2 тысячелетий. «В X в. на северо-западе Новгородской земли возникает и быстро развивается целая серия крупных поселений, которые можно трактовать как локальные административные центры. Их основными характеристиками являются: а) сравнительно большая площадь (по крайней мере, для периода, указанного выше); б) явно прослеживаемые остатки ремесленноторговой деятельности; в) сочетание (как правило) укреплений и обширного открытого посада». Передольский погост в ряду таких поселений занимает крупнейшее место: он содержит собственно городище и прилегающий к нему посад и занимает площадь примерно в 10 га. Вблизи (100-120 м) территории этого посада обнаруживаются следы тех самых «распаханных» курганов, но в непосредственной (от 300 м) близости от собственно посада Платонова описывает еще 10 нетронутых сопок. Центральное место среди них и занимает Шум-гора. Но еще немного о самом городе.

                «Городище. В древности Передольское поселение делилось на две части безымянным ручьем. Возвышенный мыс по левому берегу ручья, при впадении его в Лугу, представляет собой остатки небольшого городища, ныне полностью занятого кладбищем (рис. 2—4). Название урочища зафиксировано М. И. Быстровым. По его словам, оно «исстари носит особое, специальное название ,,Городок“» (Быстров 1880: 385). Верхняя площадка городища занимает около 900 кв. м. По форме она представляет собой неправильный четырехугольник. Северный и восточный склоны мыса достаточно круты и обрывисты, а с напольной стороны городища еще и сейчас можно наблюдать продольное возвышение, представляющее собой остатки вала». Кладбище на Городище сыграло пагубную роль для современных исследователей – рытье могил, активно начавшееся с 16-го века, нарушило культурный слой. Поэтому Платонова сосредоточила раскопки на примыкающем к городу посаде, не столь пострадавшем от предыдущей деятельности.

                Культурные слои посада ей удалось датировать X веком, определить, что жизнь посада имела городской ремесленный характер, что подтверждается многочисленными находками и артефактами – железными орудиями труда и инструментами, гончарными изделиями и т.д., со значимым содержанием скота. Кроме того, раскопки говорят о грандиозном пожаре как раз на уровне X-го века. Очень интересны, в том числе и тем, что проанализированы технологически, металлические изделия и ножи; сделан вывод о высоком уровне металлопроизводства в посаде, включая элементы легирования и варки стали.

                В общем, это был достаточно большой ремесленный город, с оборонительными сооружениями; город, посад которого можно смело датировать началом 10-го века.

Рис 9. Передольский Погост по Платоновой («Древнерусский протогородской центр на Передольском погосте, Н.И. Платонова, Т.А. Жеглова, Ю.М. Лесман, Труды Института Истории Материальной Культуры, Том XXIV, Санкт-Петербург, 2007, стр 144).

                В раскопках Платоновой обнаруживается, а впоследствии описывается огромная коллекция украшений, керамики и пр. В общем, полноценный город. Находятся в раскопах и монеты, большей частью – саманидские дирхемы. Но это не единственные находки монет.

                2001 год, с.Заполье (Передольский Погост), Россия. Во время глубокой вспашки поля (ох, почти как у Ян Чжифа) местными крестьянами, в составе которых – краеведы С.С. и М.С. Алексашины, плуги выворачивают с суглинком россыпь монет. Среди них – аббасидские монеты ал-Мутамида, 870—892; аббасидские монеты, Харун ар-Рашида, 786—809, Мадинат ас-Салам; саманидские монеты Исмаил ибн-Ахмада, аш-Шаш, 898 и 899 гг. и ряд других. В группу этих находок попадают не только монеты, но и застежка - малая бронзовая литая круглая фибула со следами позолоты (конец 9 – 970 гг). Такие фибулы бытовали у жителей Бирки – центра скандинавской торговли того времени, район современного Стокгольма. Попадается и скобка с кружевным орнаментом, также распространенная у жителей Бирки.

                Описание Передольского погоста я закончу удивительным фактом. Во всех находках монет на погосте, как и на всей Луге вообще, не найдено никаких монет периода Древней Руси, кроме арабских или персидских. Надо сказать, что клады по всей Древней Руси преимущественно состоят из арабских или персидских монет, но на Луге других просто нет. А вот застежки – безделушки – пуговки из варяжской (скандинавской) Бирки имеются. Давайте это запомним самым тщательным образом.

 На окраине этого города и возникает Шум-гора (или город вблизи Шум-горы). Давайте посмотрим теперь на Шум-гору. Может показаться странным, что при всем обилии интереса к этому месту последние полторы сотни лет, она оказалась не вскрыта. На самом деле, гораздо больше, чем полторы сотни, это будет видно из легенд и сказаний, бытующих вокруг нее. Почему? Все дело в самом строении Шум-горы.

4-8 декабря 2009 года, Санкт-Петербург, Россия. В эти дни в Северной столице проходит Международный российско-литовский семинар «Археология и история Литвы и Северо-Запада России в раннем и позднем средневековье». На этом семинаре большая группа российских ученых, представляющих ФГУНПП «Геологоразведка», Институт Материальной Культуры РАН и С-ПГУ представляют доклад, явившийся результатом длительного инструментального исследования. «Комплексные геофизические исследования кургана «Шум-Гора»». Собственно, в период с 2003 по 2009 годы на кургане были проведены работы методами сейсмической томографии, магниторазведочными и электроразведочными методами, в результате интерпретации которых была построена археолого-геофизическая модель кургана.

(рисунок из указанного выше доклада, стр. 88)

То есть, курган имеет двухуровневую террасную структуру; начиная копать горизонтальный шурф от подошвы, вы неминуемо уткнетесь в валунную (или из тяжелых известняковых плит) кладку, которой выложено основание, и пройти которую без тяжелой техники невозможно. Открытие же кургана сверху приведет к его неминуемому уничтожению, так что открывать его действительно нельзя. Что же касается «обрушенной погребальной камеры», то авторы весьма осторожны: они не склонны считать курган однозначно  погребальным, возможно и его  фортификационное предназначение. Этому предназначению посвящена весьма интересная работа  В. Я. Конецкого, С. В. Трояновскго ««Большая сопка» Передольского погоста в контексте социально-политической истории Новгорода на рубеже XI—XII веков» // Новгородский исторический сборник. — Великий Новгород — Выпуск 13 (23). — С. 3-19, 2013, вышедшая в 2013-м году. Но к ней мы еще вернемся.

                Перед тем, как перейти к любимому мной логистико-географическому анализу всей ситуации вокруг Шум-горы, с неминуемыми экскурсами в историю, нам надо сделать еще кое-какие замечания. А именно рассмотреть связанные с горой легенды и предания.

                К легендам и устному народному творчеству надо относиться аккуратно, в том смысле, что использовать его как доказательную базу точно не получится. Но, как мне кажется, в абсолютно любой сказке может прятаться зерно истины, нередко специально туда помещенное и даже завуалированное и «присыпанное» вымыслом. Два примера таких былин я особенно люблю: это легенда о Кие и начало Пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» - там, где дуб у Лукоморья. О Кие  расскажу обязательно, о дубе – если спросите. Но пока посмотрим на легенды Шум-горы.

Страницы: 1 2 3
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4481 просмотр

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.