Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Очерк внеочередной. "Унженские волоки".

19 февраля 2020

 

В ряде предыдущих статей (см., например, Очерк 2-2 «Заволочье (Бьярмия, Пермь и Печора). Югра. Ч1.«Внешняя» география Заволочья. Границы»),  мы обрисовали географию территории Заволочья (бассейны северных рек  европейской части – Онеги, Северной Двины, Мезени, Печоры) и провели границу Заволочского влияния по водоразделу этих рек с волжскими притоками (Шексной, Костромой, Унжей). Обозначив географическую близость Заволочья Новгороду через известнейшие, обуславливавшие эту близость, волоки (Кенский, Красный, Славинский) из Балтийского (Новгородского) в Заволочский («Ледовитый», Беломорско- Баренцевый) бассейны, мы увидели, что часть этих волоков или путей к ним по «магистральной» Сухоне оказались крайне близки и доступны со стороны «волжской воды» и усиливавшихся на ней Ростово-Суздальских (потом - Владимирских и, впоследствии, Московских) князей. Эта доступность и позволила впоследствии установить  контролирующее влияние Суздаля (Волги) на участке Новгородско – Заволочского движения Сухоной от Вологды и до Великого Устюга.  Именно этот участок Сухоны содержит в себе основные ее правые притоки-пути  - реки  Вологду, Лежу, Толшму, Старую Тотьму, Юг, выводящие через короткие переходы несложного водораздела в левые Волжские притоки  - Шексну, Кострому и Унжу. Благодаря этой близости,  500-километровый участок Сухоны от Вологды до В. Устюга был потерян Новгородом на мощнейшем пути на восток, в Печору, Югру и Обдору, в пользу Суздаля (Владимира, Москвы) и, в конечном счете, предопределил потерю Новгородом самостоятельности.

Так же мы отмечали и то, что связь Вологда – Шексна определяет тут западную границу «спорного» участка, поскольку Шексна ведет из Волги к стыку границ балтийского и «ледовитого» бассейнов. Восточную же границу определяет  (с волжской стороны) именно Унжа, поскольку, получив ее воды, Волга резко отклоняется к югу и течет в южном направлении вплоть до Нижнего Новгорода, пункта слияния Волги с Окой, некоторое время бывшего неподконтрольным Суздалю (Владимиру). Следующий крупный приток Волги – Ветлуга – приводит в Волгу существенно восточнее Нижнего Новгорода, на территории уже  за «пограничьем» Руси. Так что Унжа – последняя крупная река-связь Волги и Сухоны, подконтрольная славянскому населению Древней Руси домонгольских времен.

Давайте посмотрим на  Унжу (все схемы в этом тексте кликабельны). 

1.В устье своем Унжа сравнима по  полноводности с самой Волгой; в месте впадения Унжи находится древний городок Юрьевец (Юрьев – Повольский). О путанице с временем его основания между  Татищевым (1150-й год, одновременно с Костромой, что выше по Волге, и Городцом Радиловым, что по Волге вниз) и общепринятым (1225, одновременно с «Новагородом Низовския земли», Нижним Новгородом, 1221) мы уже рассуждали в упомянутом выше очерке. Это противоречие можно обойти, если предположить, что, будучи основан первоначально в месте слияния Волги и Унжи в 12-веке (например, Долгоруким или Боголюбским), в 1225 он мог быть перенесен (основан второй раз), причем на противоположную сторону Волги. Возможность его переноса (как и первоначального основания на левом берегу Волги, со стороны Унжи) вполне вероятна, если учесть, что крепости (погосты и дани), призванные контролировать пути, должны были бы основываться со стороны контролируемых путей  (см.  Ярославль  - со стороны впадения Которосли, контроль  приходящего к Волге пути из Ростова; Кострома  - со стороны реки Костромы, контроль приходящего пути из Сухоны). Но это лишь гипотеза, требующая подтверждения или опровержения;  место предполагаемого «первоначального» Юрьевца  затоплено водами Горьковского водохранилища. Косвенным подтверждением необходимости поиска более древнего Юрьева Повольского на противоположном берегу Волги и стало бы указание на наличие значимого пути Унжей в Сухону.

2. По другую сторону (Сухона) этот путь можно было бы привести в Тотьму: поднимаясь по Унже вверх, входим е ее приток Юзу, приток которой, река Волошная (топонимика! Волошная – явно от волока!) ведет к узкому перешейку у с Рубеж (снова топонимика, но не столь кричащая) – 4-х километровому волоку в Малую Вотчу. И первое урочище по Вотче вниз – Княжево. Сама же Малая Вотча станет после слияния с Мостовицей просто Вотчей, которая впадет в Илезу, приток реки Старой Тотьмы.

Старая же Тотьма при впадении в Сухону мощной петлей обходит древнее городище Неклюдиха . Археологический сайт и раскопки Неклюдихи - повод задуматься о первоначальном местоположении Тотьмы (Раскопки тотемского музея - Черницын Н. А. «Почему Тотьма на третьем месте». – Ленинское знамя, Тотьма, 1967, 13 июня).

Другой же путь дальше вверх по Унже ведет к переходу в Юг из  унженского притока Кемы, причем на этом пути также есть топонимический указатель – деревня Суздалиха уже на Шарженьге, притоке Юга, то есть, на «ледовитой» воде, воде Сухоны – Северной Двины. Кстати там же, на Шарженьге, находим и приток с той же топонимикой  – ручей Суздарь.

3. Старая Тотьма впадает  в Сухону в 15 км ниже современной Тотьмы.

 Датой основания Тотьмы принято считать 1137 год, как упоминание в Уставе новгородского князя Святослава Ольговича погоста Тошмы «...уставил я святой Софии, пусть берет епископ за десятину от вир и продаж – 100 гривен новых кун... В Онеге: на Волдутове погосте 2 сорочка, на Тудорове погосте 2 сорочка... у Чудина полсорочка, в Лигуе с даром 2, в Вавдите с даром 2, в Вели 2, в Векшензе 2... в Тошме сорочек...» (цитата по работе  М. Н. Тихомирова и М. В. Щепкиной «Два памятника новгородской письменности», М., 1952, с. 23, очевидно, перевод - авторов). Насколько можно считать Тошму и Тотьму лингвистически идентичными (а не Тошму и, например, реку Толшму) – вопрос, и, скорее, к открывшему эту идентичность Карамзину, но топонимика Старой Тотьмы и указание, что Тотьма была перенесена вверх по Сухоне из-за открытия там соляных варниц – вполне себе логичны. В этом случае мы видим очевидную водную связь Волга – Сухона по Унже, Старой Тотьме и волоку между ними  по реке Волошной у ур. Рубеж. Контролируют же этот путь Старая Тотьма (погост Тошма – вопрос;  лучше, то, что стало археологическим сайтом Неклюдиха, предтечей современной Тотьмы) со стороны Сухоны и городок Юрьевец (Юрьев Повольский) со стороны Волги. Если принять гипотезу об их первоначальном расположении и последующем переносе, то оба этих городка – крепости в начале и конце пути и стоят как раз со стороны пути: Старая Тотьма в устье Старой Тотьмы, старый Юрьевец – в устье Унжи.

Итак, мы видим возможный путь с Волги на Сухону Унжей и Старой Тотьмой, контролируемой крепостями уровня датировки концом 12 века с обеих сторон. Смотрим, что внутри этого пути. Если он действительно есть – должны быть «промежуточные станции» и «разъезды». И они есть.

4. Село Унжа. В нижнем течении Унжи, в 100 км от устья Унжи в Волгу, стоит городок (ныне село) Унжа. Первое упоминание – 1219 год «В лето 6727. Приидоша Болгаре на Устюгъ и взяша и лестью и потом идоша къ Унжи и Унжане отбишися от них» (ПССРЛ, том XXV, Московский летописный свод конца 15 века, стр 116). Во-первых, согласно приведенной ссылке,  болгары шли на Устюг и взяли его. Унжане отбились. Если бы болгары взяли еще что-то, летописец сказал бы, как и если бы попытались взять, но не взяли (отбились). Болгары – на Каме (устье в Волгу), Устюг – на Сухоне.  Теоретически, болгары могли пройти на Сухону Вяткой (скажем, Вятка – Молома –  волок  - Луза) или даже Ветлугой (Вохма – волок – Княжья – Юг) и прийти напрямую в Устюг. Волоки из Унжи, что в Тотьму, что в тот же Юг – проще Ветлужских  и Вятских, только вот чтобы войти в Унжу, им надо Волгой пройти и Городец Радилов, и Юрьев Повольский (буде он уже основан). Но болгары берут только Устюг. И только потом  они «идоша к Унжи», то есть от Устюга, где и «получают по шапке». От Устюга в Унжу они могли пройти либо Югом, либо Старой Тотьмой, но, скорее, Югом, ибо, если Тотьмой то им пришлось бы брать и  Тотьму. И вот, на Унже, оказывается,  есть  городок Унжа, укрепленный, похоже, не хуже Устюга, взять который они не могут. Зачем на Унже укрепленный  городок Унжа, если не для контроля пути по Унже? Пути, ведущему как к Тотьме через «наш» волок, так и к Устюгу Унжей – Кемой – волок – Шарженьгой – Югом? В 2015-2016 годах Костромским музеем – заповедником и костромским отделением Русского географического общества были произведены археологические раскопки городища Унжа, показавшие наличие древнерусского поселения  здесь начиная с XI века. В этом смысле, попытка подтверждения наличия «Унженских» волоков с Унжи на Тотьму (Волошная, Унженский волок) и с Унжи на Устюг (через Суздалиху, Югский волок) – продолжение работ, ведущихся археологами при поддержке РГО.

5. Волок из Унжи  в Юг (и Устюг) – Югский, ведущий через Суздалиху и реку Шарженьгу в Юг, выводит нас напрямую к Великому Устюгу. И те же слова, что были сказаны о перенесенной Тотьме и, возможно, не найденном старом Юрьевце, можно сказать и об Устюге, причем с гораздо большей достоверностью: первоначальный  Устюг – Гледен -  был основан в 1178 году Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, то есть, владимирским князем. И заложен  был Гледен именно со стороны Юга, со стороны приходящего с Юга в Сухону пути, там, где теперь  Троице-Гледенский монастырь.

В дальнейшем город был перенесен на противоположную сторону, но его первоначальное расположение подтверждает цель его основания, как пункта контроля точки выхода Унженского пути к  пути Заволочскому (Великому Северо-Двинскому). Что и предопределило его дальнейшую роль, как центра Низовской (Суздальской/Владимирской/Московской) колонизации подконтрольного ранее Новгороду Посухонья и Подвинья. В этом смысле, нахождение Югского волока – еще один  кирпичик в понимании процессов усиления Суздаля и Владимира и «перехвата» Понизовьем главенствующей роли в торговле, а затем и в формировании Русского государства, у Новгорода. Но снова к Унже, где есть еще одно загадочное место – Кологрив.

6. Кологрив. А вот тут совсем интересно. Вокруг Кологрива, что выше городища Унжа по Унже еще на 175 км, не утихают споры. Во-первых, сам Кологрив явственно упоминается в документах только в 17 веке, но при этом ему ставится в соответствие ряд населенных пунктов (Малый Архангельск, Ново-Архангельск, Кологрив, Окологривье, Старый Кологрив, Кичино) – упоминаемых начиная с 15 века. Во-вторых, бытует легенда о существовании и Старого Кологрива, перенесенного на новое место аж за 70 (цифра тоже разнится)  верст вниз по Унже. И, если это так, то место Старого Кологрива – район устья Виги в Унжу – ровно то место, откуда мы собираемся идти к волоку (ам). Ну и в-третьих – легендарный город Шишкилев, упоминание которого можно проследить с конца 15 – начала 16 века.   Первое упоминание о Шишкелеве содержится в Жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича Григорию Васильевичу Грязному — дьяку Разрядного приказа, по которой он в 1501–1505 гг. был наместником, т.е. областным управляющим, в городе Шишкелёве Галичского уезда. Шишкелёв оказывается достаточно велик и значим и достаточно часто упоминается в дальнейшем вплоть до 17 века, после чего исчезает. Если принять за рабочую версию существование Унженского пути от Юрьевца к Тотьме и Устюгу, то становится понятной не только роль мощной крепости Унжи в его низовьях, но и необходимость еще одной крепости в месте «ветвления» Унженского пути на Тотьму и Устюг. И это место – устье Юзы. Почему болгары не «взяли» и это место? Ну, так  Шишкилёва тогда могло еще не быть. Столь удачный проход болгар «по кругу» через Устюг и обратным ходом в Унжу мог  как раз спровоцировать  суздальцев на укрепление места, где Унженский путь разветвляется на путь в Тотьму и путь в Устюг. Впрочем, пока Шишкелев не найден однозначно и пока не подтверждена интенсивность движения по Унже, всё это – не более, чем упражнения в условной логике.

Вывод о возможном положении Шишкилёва (или Старого Кологрива) в устье Юзы (месте ветвления Унженского пути)  хоть и сделан из «соображений географии путей»,  хорошо согласуется с общеисторическим выводом, заставившим искать легендарный Шишкилев  экспедиции 2017 – 2018 гг Костромского РГО и Костромского музея – заповедника на Верхней Унже, а именно в устье Виги. Экспедиционное подтверждение существования Унженских волоков продолжило  бы работы экспедиций РГО в эти места, помогло бы конкретизировать их результаты и локализовать поиски Старого Кологрива (или Шишкилёва) в районе от устья Виги до устья Юзы.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.