Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Сибиряковский тракт

26 мая 2013

 

Сибиряковский тракт.

«Горы высокия, дебри непроходимыя,

утес каменной, яка стена стоит,

и поглядеть – заломя голову!»

 

Житие Протопопа Аввакума.

 

Месяц прошел с того момента, как мы показали фильм «Пезский Волок» в зале Русского географического общества, и уже скоро год,  как финишировали мы на берегу необъятной Печоры.  То путешествие,  «начавшись у впадения удивительной Пёзы в огромную Мезень-реку близ города Мезени, закончилось …  у впадения удивительной Цильмы в необъятную Печору у села Усть-Цильмы», - написали мы в послесловии нашего дневника.

Строго говоря, это все не так, причем три раза. Так начался и закончился лишь один этап, да и то точку в этом этапе мы поставили потом, уже путешествуя с фильмом, добравшись до Нарьян-Мара и Пустозерска. Само же путешествие началось у «Нулевой версты», где мы отправились, ведомые историей наших великих предшественников, поморских землепроходцев, от мыса Пур-Наволок на Двине в стремлении своем на Восток… а где оно завершится, мы не знаем и сами. Но вернемся в Усть-Цильму. Вот перед нами Печора, и если налево – то Пустозерск и край жизни. А если направо, вверх – то необъятные просторы, с манящей «златокипящей государевой вотчиной» - Мангазеей. Самый быстрый и относительно простой путь туда вел, если не считать поморского Мангазейского Морского хода, запрещенного в 1619 году указом первого Романова, Печорой – Усой  до самых «гор высоких». Это и был знаменитый чрезкаменный путь. Из Усы выходил он чуть выше речки Воркута в речку Елец, вдоль которой идет теперь ветка железной дороги на Лабытнанги, и пересекал полярный Урал по цепочке из семи озер, выходя в уже сибирскую речку Собь, отчаянно петляющую и выносящую путешественника к государевой заставе Катравож у впадения Соби в Обь. «А иной дороги, опричь Соби реки, через Камень летним путем нет», - приведет Бахрушин документ о служилых людях за 1641 годом…

Этим путем можно теперь легко пройти, сев в вагон поезда Москва – Лабытнанги, что мы когда-нибудь и сделаем. Помору же, откупившемуся от мытника на Катравожской заставе, как и нам годом ранее на Печоре, предстоял выбор. По Оби вниз, в Обскую Губу и дальше Тазом вверх, в Мангазею, или Обью вверх, до городка Березова, откуда путь прямой ведет в Сибирскую столицу, Тобольск…

Были еще пути… Вот, цитировали мы в «Пезском Волоке» скрупулезно описавшего его  со слов Курбского в своем знаменитом «Дорожнике» Сигизмунда Герберштейна. Что там у него, про альтернативы?

«Если плыть по Печоре от устья Цильмы до устья реки Усы (Ussa), то это займет один месяц. Истоки же Усы находятся на горе Земной Пояс (Poyas Semnoi), лежащей налево от северо-востока; она стекает с огромной скалы той горы, называемой Большой Камень (Camen Bolschoi)» - Это Геберштейн о пути чрезкаменном. А вот дальше: «От истоков Усы до ее устья свыше шести тысяч верст. [Печора течет с юга, (т. е.) с зимней стороны] если подниматься по ней от устья Усы до устья реки Щугор (Stzuchogora, Schuchogora), то это займет три недели  пути. Те, кто писал этот дорожник, говорили, что они отдыхали между устьями рек Щугора и Подчерема (Potzscheriema) и сложили привезенные с собой из Руссии припасы в соседней крепости Strupili, которая расположена у русских берегов на горах  справа».

Путь этот, Щугором, более подходит для тех, кому в Березово и дальше, в Тобольск. Но и в Мангазею, если, скажем, из Чердыни… тем более что подъем по Печоре - Щугору несколько короче подъема по Печоре – Усе. Но Щугор все же слишком быстр и порожист для движения вверх, и, не будь железной дороги на чрезкаменном пути, наверное, мы выбрали бы последний. А Щугор… там теперь заповедник «Югыд – Ва», и под мотором там вверх нельзя.

Наверное, мы бы искали еще варианты пути через Камень, но сто тридцать лет назад удачливый сибирский  купец Александр Михайлович Сибиряков начал сооружение прямой дороги для перевозки сибирского хлеба в европейскую часть. Начинался тракт от деревни Щекурья на Ляпине (вблизи Ляпина Городка, нынешнего Саранпауля), куда товары доставлялись пароходом по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. Тракт этот так и остался только зимним – шестиметровой просекой в лесу. Хотя на болотах также устраивались гати, дабы сделать его круглогодичным.

 Вот что пишет наш «провожатый» на Пезском Волоке, князь Николай Дмитриевич Голицын, об этой дороге под 1887 годом: «Главною причиною понижения в последние два года цен на хлеб в Печорском крае нужно считать конкуренцию Чердынцев в лице Сибирякова, который задался целью устроить возможно дешевый путь из Сибири в Европу для отпуска сибирских товаров заграницу  и для доставки заграничных – в Сибирь, два года тому назад начал проводить летнюю постоянную дорогу от села Ляпина, Тобольской Губернии, лежащего на притоке Оби – Сыгве, до селения Аранец на Печоре.

Собственно говоря, дорога эта известна уже с давнего времени, но ею пользовались лишь в зимнее время Остяки и Самоеды, которые могли проезжать здесь на своих оленях по замерзшему и занесенному снегом грунту; в летнее же время путь этот считался непроходимым».

Однако Сибиряков изменил план и стал делать дорогу не от Аранца, а от села Щугор, несмотря на то, что этот путь более длинный (12 дней вместо 8), да несколько  переправ через реку, да болота… Можно только гадать, почему Сибиряков принял это решение; будем считать это его данью истории.

«Река Щугор, имея направление почти параллельное большей части проводимой Сибиряковым дороги, не обладает, к сожалению, необходимыми для судоходной реки качествами, и вместе с тем замечательно живописна», - ага, Герберштейнв 16 веке  записывал свой «дорожник» со слов туристов, приехавших в заповедник «Югыд Ва» полюбоваться красотами – « Главной причиной несудоходности р. Щугора служит громаднейшая быстрота и сила течения ея, что, в связи с каменистым ея дном и имеющимися на ней каменными грядами, делает плавание по ней весьма опасным». Но не невозможным, отметим мы про себя: каждое лето по Щугору сплавляются группы туристов – водников.

А мы поднимемся, прямо по тракту, на нашей технике… В сентябре. Примерно так.

 

 

 

 

Более подробная картография доступна для скачивания по прямым ссылкам


Следите за нами здесь.

 

 

Комментарии (1)

kvas # 20 августа 2013 в 22:56 0
В библиотеке есть первоисточник - доклад И. С. Левитова "Сибиряковский тракт на Север"
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.