Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

На поклон к седому Уралу ("Сибиряковский тракт - 2013")

7 октября 2013

   Мы начинаем публиковать, по мере написания, отчет об экспедиции по Сибиряковскому тракту, состоявшейся в сентябре 2013 года. Это 3-я часть (2-я осознанная, после "Пёзского Волока") нашего "Пути в Мангазею", как части "Малых походов", повторяющих путь первопроходцев на Восток. Имя Сибирякова тут тоже неспроста — гляньте статью о нем "Достояние потомства". Неспроста и мы избрали переход из Печоры в Обь по его именем названному тракту, тем более, что и тракт во многом совпадал с ниткой древнейшего Щугорского волока через Урал.

   Не думаю, что напишем отчет быстро, тем более, что некоторые его части мы будем выверять и согласовывать с персонажами, которые будут там упомянуты: таково наше общее с ними решение. Так что наберитесь терпения и не переживайте, если "продолжение следует" будет мозолить ваши глаза невыносимо долго. Мы трактом тоже шли дольше, чем рассчитывали...

 

Посвящение автора и участников экспедиции

   Александру Михайловичу Сибирякову; всем тем, прошлым и будущим путешественникам, кто своим состоянием, своим образом жизни, своими помыслами, самой жизнью своей доказывал и  доказал, что "стремление к перемещению в пространстве" — не пустая езда, не чудачества богатых бар, но именно то, что  и составляет силу и гордость нашего Отечества с его невообразимыми пространствами и расстояниями. То, что, собственно, и соединяет это пространство в единое целое. Жаль только, что пустой болтовней об этом единстве мы убиваем истинную ценность сотворенных этими людьми достижений и, как следствие,  топим их имена в болотах неблагодарной безвестности.

 

На поклон к седому Уралу ("Сибиряковский тракт — 2013")


« — Вряд ли ты найдешь оленщика, который
 согласится везти тебя за Урал.
Мы и зимой-то туда ездим к остякам
 иногда за рыбой, как за море…»

А.М. Сибиряков, «О путях сообщения Сибири…»



Послесловие вместо введения

   1 октября, вторник.  Вездеходчик Валентин, выполнивший все работы по нашей доставке из точки окончания экспедиции в Саранпауль, сообщил, что и технику они уже добыли из тайги  и привезли на базу. Умолчал, правда, что вездеход они таки засадили в болото и доставали его, подвязывая к гусеницам бревна… Всё. Экспедиция «Сибиряковский тракт», стартовавшая в начале сентября из Вуктыла, таким образом, завершена без потерь в живой силе и технике. Димон заканчивает консервацию квадров на зиму, поскольку вернуть это все в Москву возможно только по зимнику. Нет, можно и водой летом, но зимник, судя по идущему все эти дни в Саранпауле снегу, случится раньше. И Димону надо еще отсюда выбраться. Потому как самолет, на котором мы с Олежкой крайним субботним утром улетели, был с тех пор последним.

   Утром 28 сентября, в субботу, я стоял у окошка кассы провинциального аэропортика Саранпауль, обслуживающего травяную посадочную площадку «Аннушки», скачущей по деревням Березовского района ХМАО, да вертолетную площадку еженедельного  рейса в Приобье, и смотрел на недоуменное лицо кассира. Это уже Сибирь, поэтому вопросы тут надо формулировать конкретно. Например, тут не нужно говорить, что вам в Берёзово, если Берёзово – не конечная ваша цель. Вам в Москву? Ну, так и говорите, что в Москву. Потому, что любая точка, в которую вы можете долететь отсюда, к Москве будет ближе. Вот, например, через 20 минут будет самолет из  Берёзово через Саранпауль и Сосьву  в Игрим.

   — Полетите в Игрим?
   — А зачем в Игрим?
   — А затем, что из Игрима можно сесть на такси или автобус и проехать 40 км до пристани на Оби. А это – уже шанс ехать дальше.
   — Но ведь вечером этот самолет будет обратно, и на нем можно улететь в райцентр, в Берёзово, из которого есть рейс в Тюмень. А Тюмень – это почти уже Москва. Нет?
   — Нет.  Самолет, который в Игрим, — он уже в воздухе. Значит, он будет. А обратный – когда он будет? Сегодня вечером он будет, или через неделю – это уже вопрос. Кстати, из Берёзово вы просто так не улетите – там запись на неделю вперед. Впрочем, я могу позвонить и узнать, есть ли места оттуда в Тюмень. Нет, не могу – у меня телефон не работает…

   Ага, теперь понятно. Вчера, въехав в зону связи на вездеходе, я позвонил нашей «спасительнице» — Любови Павловне, из Саранпаульского музея. Только ее контакт  был у меня в Саранпауле, и, когда приперло, её номер  я и набрал с маршрута. Этого оказалось достаточно для организации всего, что потом происходило по эту сторону Урала. Впрочем, наверное, это просто свойство здешних людей – откликаться на любую просьбу со всей серьезностью, ибо в этих местах просьбы не могут быть несерьезными просто по определению. Вот и вчера я набрал ее номер и попросил помочь с вылетом.  А сегодня утром меня разбудил ее звонок: «Не могу до аэропорта дозвониться, там трубку не берут. Вы сходите туда, спросите…». Я набираю номер справочной Ютэйра с мобильного, и девушка в трубке бодро отвечает, что мест из Березово в Тюмень нет.

   — Так полетите в Игрим?
   — Да.
   — Тогда давайте бегом. Вы у Вали остановились? Тут по прямой через летное поле, бегите, не обходите, а то самолет уже в воздухе. Да, паспорта пока оставьте, я билеты выпишу.

   И через час мы летим уже на видавшем виды (впрочем, с точки зрения знатока малой северной  авиации Олежки достаточно свежем ) Ан-2



над замерзшими поселком и  лесом



и одетыми в ледяные забереги речками Ляпин и Северная Сосьва. На юго-восток.


   На юго-восток  это  значит, к Москве, потому что из Саранпауля лететь в любую сторону – значит лететь к Москве. Летим и гадаем. Если на Ляпине корка льда у берега, то как мы по Оби поплывем? Где-то между посадкой в самолет и взлетом я успеваю позвонить и Любови Павловне, и мужчине по имени Елисей, извиниться перед обоими за то, что не удалось познакомиться с ними очно, поблагодарить за оказанную помощь и пообещать, что непременно мы сюда приедем еще раз – технику забрать, да  о Сибиряковке поговорить. Еще Валентину звоню…

   Самолет делает посадку в Сосьве, деревне на одноименной речке, на такой же, как и в Саранпауле травяной площадке, только покрытой бесснежным тут (южнее же) инеем, и через 15 минут вновь взлетает, чтобы взять курс на Игрим.

   Игрим – более серьезное место, тут отсыпанная грунтовая полоса, на которую, бывает, и Ан-24 садится. Сегодня садился, утром.

   — Где же вы с утра были? – спрашивает нас девушка в окошке с надписью «оформление грузов», — улетели бы в Тюмень (ой, или в Ханты? Забыл…)
  — С утра мы летели к вам. А когда что будет следующее и куда?
   — Сегодня вечером. Ваш же самолетик, обратно.
   — А завтра?
   — Завтра воскресенье, мы выходные… Ладно, вам такси-то вызвать? А то мне уйти надо.

   Такси – низенькая праворулька с девушкой Леной за рулем.

   — В Нарыкары (пристань на Оби, в отличие от Игрима, который на Северной Сосьве)? Молодые люди, куда вам конкретно?
   — В Москву, — отвечаем мы, наученные Саранпаульским опытом.
   — То есть на баржу в Приобье. Так, — говорит она и набирает номер, — Славик, бегом в гараж, клиентам в Нарыкары, — и, обернувшись к нам – у меня машина низкая, со Славкой поедете,  – И снова в трубку:  — Там кто у нас сегодня идет, Игорь? По-моему, в три дня баржа. Позвони ему, уточни, пусть подождет.
   Через сто метров мы у барачной двухэтажки, из подъезда которой в гараж мимо невозможно красной рябины

 



выскакивает Славик, крича мимоходом в трубку:

   — Игорь, подождешь меня? Я тебе двух клиентов везу. Не-не, без машины. В каюте поселишь?

   Через 40 минут подпрыгивания на неровностях грунтовки Игрим – Нарыкары мы на барже, призванной за 10 часов преодолеть 100 километров вверх по Оби.

 


   Был ли смысл в таком пути? Безусловно! То, что по Оби мы сможем добраться до Приобья, соединенного и автодорогой, и железкой,  с большой землей, не вызывало сомнений. Раз в день тут даже «Метеор» идет, правда, утром. Зато всего 4 часа ходу. Грешным делом, мы готовы были даже частника на моторке нанять, а тут целая баржа с каютой. Ну и пусть, что 10 часов, водки только купить, ибо не отапливается она. Зато и не продувается…

   В магазине в Нарыкарах и банкомат, и терминал, а на полке – «Хеннеси».  «Ну, мы ж не захолустье какое». Я прошу коньяк, но меня активно отговаривают. Возьмите, говорят, лучше водки. К такого рода советам всегда лучше прислушаться.

   Игорь – невозмутимый капитан буксира – не имеет ничего против того, чтобы мы заходили иногда на буксир, погреться, вскипятить чайку, что, вкупе с теплом виртуальным и развернутыми в каюте спальниками делает наше путешествие по Оби вполне сносным и даже в чём-то комфортным. Можно посмотреть на Обь – хоть и идет баржа, в основном, протоками, но и в Большую Обь тоже иногда выходит. Да и погода начинает меняться в лучшую сторону…


 

   Глоток виртуального тепла наводит на раздумья…

   Свой первый переезд через Урал Сибиряков начал 8 сентября, как и мы (разве что по другому стилю) и «более двух недель продолжался наш путь, … когда мы достигли наконец самых больших болот находящихся вблизи Ляпина»* (*- здесь и далее цитаты, отмеченные одной * приведены из книги А.М. Сибирякова "О путях сообщения Сибири и морских сношений ее с другими странами"). В тот раз Сибиряков начинал от Аранца, другой же год, стартовав, как и мы, на Щугоре в конце августа, на весь путь затратил он 10 дней, посетовав, что «на пути этом встречаются большие болота, особенно близ Ляпина; они-то и замедлили мой переезд, иначе бы я попал в Ляпин гораздо раньше»*. Что тут скажешь? Нас Ляпинские (Саранпаульские, по-современному) болота остановили вовсе, и три недели пути до этого места мы вряд ли смогли бы сократить. Вообще говоря, Сибиряков обладал славой самого быстрого ездока тех времен, перемещаясь по придуманным им маршрутам с невероятной скоростью и неутомимостью: Преодолев путь через Урал и оказавшись в Ляпине, он, как и мы, не застает уже тут навигации. «В Ляпине я приобрел от зырян крытую лодку»*.

   В какой-то момент, еще на «Пёзском Волоке», мне вдруг стало казаться, что, акцентируя свои силы и внимание на прохождении ключевых, «волоковых», «перевальных» участков, мы неизбежно теряем что-то важное, что находится на обычных, «подъездных» путях. Так, окончив прошлогодний маршрут в Усть-Цильме, маршрут этого года мы начали в Вуктыле, между которыми  600 километров Печорской водной магистрали. С деревнями и пристанями, жители которых, собственно, и обеспечивали  когда-то движение по тем участкам пути, что мы теперь считаем ключевыми. Я это к тому, что, приобретя крытую лодку у зырян в Саранпауле -  Ляпине, Сибиряков двинулся вниз по Ляпину-реке, 150 верст,  до впадения ее в Северную Сосьву, в 15 километрах ниже которого стоит деревня Сосьва, на траву посадочной площадки которой и «присела» наша «Аннушка».  Так что в этом пути в Москву через Игрим был особый смысл – он продолжал в целом совпадать с движением самого Сибирякова уже по окончании его  перехода трактом. Разве что от Саранпауля Аннушкой до Сосьвы 90, а не 150, как от Ляпина-городка водой… «По Сосьве много протоков, что делает путешествие по ней на лодке во время ветра особенно удобным… Она делает часто очень большие кривули и около Игрима совсем близко подходит к Оби. Зимой пользуются этим узким перешейком…»* Вот, -  добавляем мы, — а теперь и круглый год, ибо тут теперь полноценный всесезонный грейдер.

   А судно наше уже отчаливает от пристани Нарыкары, что на Оби, и идет вверх, давая нам вдоволь полюбоваться обскими пейзажами и закатами.

 

 



   Движение по Оби присутствует – живет река



   Да и  при Сибирякове жила – в то свое путешествие он направлялся на лодке вверх, чтобы попасть в Тобольск.  «Теперь мы должны были скоро прибыть в Шаркалы»*, пишет он, а мы останавливаемся ввиду пристани Шеркалы уже в кромешной тьме. Игорь должен причалить в Шеркалах, там у него промежуточная точка погрузки – выгрузки машин с баржи. Но наши попутчики идут в Приобье, баржа наша замедляет ход, подходит ближе к берегу и, не увидев очереди жаждущих на паром, снова берет курс вверх по течению, чтобы через час войти из большой Оби в протоку, еще час движения по которой приведет в Приобье. Тут наши пути с Сибиряковым слегка разойдутся, но все же сохранят параллельность  –  он пойдет дальше по Оби водой до устья Иртыша, где, в местечке Самарово пересядет на почтовый пароход в Тобольск. А мы в Самарово, ставшее теперь  чудесным городом Ханты-Мансийском,  приедем из Приобья на такси, 350 километров, по отличной автодороге за примерно 4 часа и 5 тысяч рублей, с заездом в незнакомый Сибирякову и тоже очень уютный городок Нягань, в котором с центрального проспекта исчезли к приезду Первого Лица все лежачие полицейские… еще мы с таксистом похохочем на тему  парочек в форме и без формы, выставленных в местах исчезновения с проспекта лежачих препятствий и, несмотря на наличие формы, жезла и свистка у каждого второго, напрочь лишенных права останавливать нарушителей… Наш визави даже провел эксперимент, проезжая по проспекту каждый раз с все более возрастающей скоростью. Эксперимент он окончил на скорости 150, остановился у ларька купить сигарет и перевести дух, и только тогда к нему подошел ближайший страж и потребовал немедленно убраться с проспекта с максимально возможной скоростью…

   И в 5 утра мы будем в Хантах, чтобы в семь сесть на самолет в Москву, а в 9 сойти на землю московской «Внучки». Поставив точку в этом предложении,  я отвечу на телефонный звонок, в котором Димон сообщит, что билет на вертолет, вылетающий прямиком из Саранпауля в Приобье, у него в кармане.И что у него голубое небо над головой, а значит, он сегодня полетит. И у нас уже не так пасмурно и промозгло, так, слегка, как и три недели назад, когда…

   … Три недели назад, субботним днем я вышел на  улицу. Сборы были окончены, вечером у меня вылет в Сыктывкар, все закуплено и уехало уже на экспедиционнике, разве что в аптеке надо кой-чего подкупить. Вот я и шел в аптеку. На тротуаре, у трамвайной остановки, лежал бомж, головой на бордюрном камне, не подавая никаких признаков интереса к этой жизни. Уже пройдя мимо и чертыхнувшись, я почувствовал, что меня, словно кто-то одернул.

   «И тебя засосала эта текучка? Что, так и пройдешь мимо?»
   «Бомж, пьяный. Тьфу».
   «А уверен, что живой?»

   Я нехотя вернулся на несколько шагов назад. Преодолев брезгливость, потряс за плечо. Сквозь смрад и перегар на меня посмотрело что-то и пробурчало нечто несвязное. И я пошел дальше. Но уже с другим чувством – все, путешествие началось. Матрица, заполняющая равнодушием или даже бездушием, пофигизмом, инфантильностью эти городские  улицы, накрывшая, было, и меня, отпустила. Всё. Еще несколько часов, и я буду там, где места равнодушию просто нет. Где каждая машина на дороге обязательно остановится спросить, почему мы мигаем аварийками и чем нам помочь. Где каждая проходящая лодка, завидев нас на берегу, на котором нет дороги, подойдет и поинтересуется, все ли в норме. Где мчс-овец на лодке подойдет и попросит записать его мобильник, просто так, на всякий такой. Где егерь, знающий, что карты врут, от руки на них нарисует правильные пути, а потом будет настойчиво, весь маршрут дозваниваться до нас, пока не убедится, что все в порядке. Где девушка – методист из музея возьмет трубку и, услышав, что в тайге у нас кончается бензин, организует связь, найдет человека, который станет координатором «заправочных» работ. Где  пенсионер сядет за рычаги вездехода и сожжет 600 литров своей кровной солярки даже не представляя,  для кого и не попросив ни предоплат, ни гарантий. И будет ждать нас  трое суток на перевале, даже не зная фамилий.

   Где на нас, амбициозных и самоуверенных, выльется ушат холодной воды: «Умеете всё? Ничего не боитесь? Ко всему готовы? Россию, в конце концов, знаете? Эээ. Сходите-ка сначала на поклон к Батюшке Седому Уралу.  Он  вам все сам о вас  и расскажет».


На поклон к седому Уралу.

Продолжение следует.



 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3233 просмотра

Комментарии (2)

Олег # 7 октября 2013 в 17:31 0
Еще несколько часов, и я буду там, где места равнодушию просто нет.(с)
Сильно сказано. Трогает до глубины души и радует, что такие места еще остались.
Спасибо!
Scekurya # 22 июля 2015 в 12:54 0
Странно что так много людей прочитало, но так мало отзывов!
Обь, Северная Сосьва, Игрим, Саранпауль - места необыкновенно красивые, с богатейшей историей не могут оставить равнодушными. Если там побывал тянет снова. Через 2 недели отправляемся на г.Неройку. В планах есть пройти Сибиряковский тракт со стороны Саранпауля.
Авторам огромное уважение за сложный маршрут и полный отчет!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2017
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.