Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

На поклон к Седому Уралу. Часть 2. Седой Урал

6 сентября 2016

В самое начало (Послесловие вместо введения)
В пролог 
В первую часть

«Тогда из России было до реки Оби много дорог,
по которым всем по исходящим с обеих сторон
из гор рекам, ежели время допускало, водою ходили»


Г.Ф. Миллер «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел»
(Петербург, 1750)

   Итак, 16 сентября 2013 года, урочище Пристань-Ям на Щугоре. Лагерь стоит, мы готовы к переправе. Решили собрать один плот и за три раза перевезти, сначала квадры, потом шмотки, на тот берег. Время – 19:00, нужно звонить в Саранпауль. Любовь Павловна Стаканова:

      — Я переговорила, с кем могла. Наши там давно не ходят. Пишете? Это номер человека, который бывал на нашей части тракта. Его зовут Елисей. Позвоните прямо сейчас, он Вам объяснит.

   Елисей в курсе и нашего местоположения, и маршрута, и проблем. Поэтому все достаточно лаконично.

     — Задача сложная. Дорога к верховьям Наксорьи (Волоковка. тут может быть небольшая путаница в названиях, чуть позже поясню — kvas) действительно была. Старая Сибиряковка. Но по ней уже лет двадцать никто не ходил. Ну как дорога… Вездеходка старая. Она была сначала вьючной тропой, а потом ее размесили вездеходами так, что там не то что на вашей технике, на нашей-то стало невозможно. Это если от нас, то надо уходить с Сёртыньи на Пернавож. Она шла между Педами (господствующие вершины на этом участке хребта, вершины Педы и Восточные Педы). Там давно никто не ходит.
      — Мне говорили, что есть вездеходки от вас через Урал…
      — Есть. Дорога идёт дальше вверх по Сёртынье,  обходит Педы с севера и выходит на приток Торговой. (Я тут отмечу в скобках, что это не классический выход на Торговую через верховья Щекурьи, это, скорее, модификация Сибиряковского тракта, по Сёртынье, но об этом чуть позже, когда пойдём).
      — Но дорога-то есть?
      — Есть. Если поменяете свой маршрут и поднимитесь к нам по Торговой  и вправо по Пелые – там есть шанс вас перехватить.
      — Для нас это плохо. Теряется смысл самого похода.

   Тут читатель должен покрутить пальцем у виска. Как так? Только что, в конце прошлой части, я объяснял, что нам не важно, как выходить к тракту в нижней его части. А тут я цепляюсь за несовпадение нашего маршрута с историческим. Всё верно. В той, нижней части, это не было важным. А участок, по которому мы собираемся перейти через Урал – самый что ни на есть ключевой. Здесь шел Сибиряков, здесь был путь до него, которым, возможно, шел Курбский, и здесь же Сибиряков провел тракт. Нет, путь Торговой рекой тоже был. Но это был уже другой путь. Здесь для нас это принципиально.

      — Я нашел кое-кого, кто там бывал лет 20-25 назад. Переговорю с ними, может, кто согласится. Но имейте в виду, что это не гарантировано и крайне сложно. Связь завтра в это же время.

   Ну что, есть и у нас время. В конце концов, мимо Торговой нам все равно идти. Посмотрим завтра.

   17 сентября. Встали в 8:30, готовимся к переправе. Очень холодная ночь, на небе явные изменения, — появились легкие облачка. Похоже, меняется погода. По реке с утра идет пена, но не клочьями, не обильная, так, легкие такие островки. Начинаем переправу.



   Но какая же прозрачная вода! Все камешки на дне, все рыбки в воде – как на ладони. Кажется, что протяни руку, и можно достать со дна любой предмет. Но нет, весло, опущенное туда, уходит вниз целиком…

   Только к 15:00 мы заканчиваем переправу, поднимаемся на высокий берег, и, буквально на первой сотне метров, тракт уходит в болото.


   Это первое топкое болото на нашем пути. Да, про болотные расширители. Это приспособление, безусловно, хорошее подспорье при движении по болотам и топким местам. Но при езде по тракту оно дает существенное неудобство – расширенная база лишает квадр маневренности. Поэтому мы на каком-то этапе снимаем их – нам кажется, что проще «побултыхаться» в болоте, чем с невероятными усилиями выруливать в несколько приемов в завалах, пеньках и канавах тракта. Но ничего, увязая и выскакивая, мы минуем это болото и без «гамаш». Дальнейшее движение по тракту входит в привычное русло. Жижа под ногами, завалы, кочки, промытые канавки ручьев. Лебедка, просмотр пешком, бензопила, лебедка. При переходе через речку Прилук-Ёль, оказавшуюся пересохшей канавой с заросшими высокой травой крутыми берегами, роняем туда квадр.


   В каком невероятном прыжке успевает Димон с него соскочить! Олимпийское золото по акробатике. Только вот зависнуть в воздухе и подождать, пока мы достанем камеры, ловкости у него не хватает.


   За день пройдено 10 километров.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментарии (1)

npochinok # 7 сентября 2016 в 11:10 0
Спасибо за то, что нашли время и возможность продолжить отчет, Василий! С огромным удовольствием (в купе с белой завистью) читаю!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.