Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...
Быстро спускается темнота, зажигая вслед за розовым, какие бывают только на больших реках, закатом
огромные звезды. Топляк плохо горит, зато с темнотой загорается северное сияние прямо над горизонтом, такими острыми лучами вверх, причем, то разгорится, то потухнет. Вот, сейчас опять разгорается. А когда гаснет, на небе проявляются невозможные мириады звезд, Млечный путь, туманности, падающая звезда и Марс над горизонтом, красный и огромный.
12 сентября. Олежка говорит, что мы ночевали вместе со стаей уток. Не видел – насмотревшись на звезды и северное сияние, я упал без чувств и уснул без снов, чтобы проспать до 8 утра и проснуться абсолютно бодрым и выспавшимся. 10:00 выход. Быстро находим дорогу и столь же быстро вкатываемся в деревню Кырта. На самом деле, она Еджыд- Кырта.
Тут у нас есть несколько дел. Во-первых, это последний населенный пункт на нашем пути по эту сторону Урала. Потом, до самого Ляпина-Саранпауля, 200 км, никакого жилья не будет. Это не потому, что все брошено и обезлюдело. Постоянного жилья здесь не было ни при Сибирякове с Носиловым, ни при Гофмане со Стражевским. . Были оленьи тропы-дороги и временные чумы оленщиков. Это основное отличие от пройденных нами когда-то Пёзских путей. И там, и тут, всегда были огромные безлюдные пространства, пересеченные тропами и дорогами, по которым перемещались жители крайних, перед «пустыней», поселений. Но там, на русском севере, путникам нужны были избы, и они стояли вдоль дорог. Вогулу-оленщику не нужна изба – легкий чум у него всегда в поклаже на нартах. Поэтому и не магистраль-дорога тут, с вешками-избами на пути, а сетка, паутина троп, ведущих, каждая по-своему, от одной конечной точке к другой. Но это я уже пустился в философию нитки самой Сибиряковки. Не время, простите. Сейчас дела. Магазин, почта, Валера. Хотя все же нет. Когда Кырта появилась и разрослась, и тут стали появляться избушки. В основном охотничьи. И вокруг остальных поселков, вобравших в себя пришедшее сюда и русское, и зырянское, население. Но это потом. Охотникам нужны избушки, да. Оленщикам – нет.
Во-вторых, это Валера. Охотник, в прошлом – егерь. И, по всем отзывам, нет во всей республике Коми человека, который бы лучше него знал здешние места. Нам он очень нужен.
Мы останавливаемся у почты – клуба, этакого центра местной цивилизации, в надежде встретить кого-то, кто нам расскажет о Валерии. Нет, у меня есть его мобильник, но когда в деревне 41 человек всего – какой в нем прок? Любой из них не только знает, где живут все остальные, но и где они в данный момент времени находятся. Сорок один? Это к нам подошла женщина, представившаяся как Надежда Константиновна. Заведующая клубом. Собственно, клуб тут работает только летом, когда тем самым бабушкам и дедушкам, составляющим основное количество от сорока одного, привозят на каникулы детей. Обычно это примерно 15 человек, потому что, по мнению бабушек, нет лучшего места для отдыха детей, уставших от городской экологии и нервотрепки, чем эта Кырта на высоком берегу над Печорой, с ее грибами и ягодами, с ее бесконечно чистым, ввиду отсутствия какой бы то ни было промышленности на тысячи километров вокруг, воздухом. Тут и машин-то нет – придет одна, раз в неделю, в магазин, да и то, если брод в Подчерье проходим. Но и ни школы, ни детского сада тут нет – зачем они дедушкам-бабушкам в межсезонье? Вот и вкладывает Надежда Константиновна в ниспосланных ей на лето детишек все свое умение, все свои навыки - в рукоделии, танцах, пении и многом еще, полученные еще тогда, когда население Кырты составляло пять тысяч человек. Летом Надежда Константиновна оживает…
- Да вон его мотоцикл тарахтит, – показывает нам рукой Надежда Константиновна и машет мотоциклисту на другом конце улицы. Валера подкатывает к нам на стареньком «Восходе» и быстро понимает, что мы от него хотим…
- Знаете, где мой дом?
- Нет, конечно.
- Надежда Константиновна, объясните? Разговор долгий у нас будет. Я сейчас быстро смотаюсь к (зятю? Куму? – не помню), мне ему только передать – и обратно. Посидим, покумекаем, - И Валера укатывает куда-то вдаль.
- Да как вам объяснить? Пойдемте, покажу…
Кырта, конечно, сильно разрушена
поскольку обветшали и пришли в негодность постройки барачного типа. Те самые, в которых, видимо, и жили когда-то 5000-41=4959 человек. Но жилые дома достаточно еще аккуратны…
С Валерием мы проговорили около двух часов. Он живет один, торопиться некуда… Поэтому все пространство столов постепенно занимают потрепанные и пожелтевшие карты, кальки и просто рисунки местности от руки. Этакое полное топографическое собрание сочинений ближайшей местности. Валера недоверчиво косится на мой ноут с картами в нем.
- Тут очень большие расхождения. Поэтому я сам и рисовал. Вот, смотрите…. – И он, быстро привыкнув к электронному изображению, изредка заглядывая в кальку, водит пальцем по экрану монитора, - профиль на карте так нарисован,
а он вот сюда выходит. Медвежку он пересекает не здесь, а тут. Катя-Ёль правильно нарисована, тут дорога выйдет к берегу…
Я, наверное, нигде больше не встречал такого расхождения генштабовских карт с местностью, как на Урале. Более или менее похожи на правду высоты – их, видимо, наносил еще Гофман. Реки тоже похожи, с той оговоркой, что они на местности иногда меняют свое русло. А вот профили - просеки, тропинки… Только Сибиряковка точно лежит на карте. Уж не сам ли Сибиряков ее туда определил? Собственно, грешит все, что появилось и было нанесено на карты в те времена, когда в Кырте было пять тысяч жителей. Уже пора о Кырте? Нет, еще, сначала с Валерой закончим.
На поклон к Седому Уралу. Часть 2. Седой Урал |
На поклон к седому Уралу. Пролог - идея, подготовка, выход на старт. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |