Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Летчик Нагурский

16 мая 2013
… Родившегося в небольшом польском городке Влоцлавек в 27 января 1888 года. Вот, кстати, интересно, что в том же городке 16 годами ранее родился Антон Иванович Деникин, и о нем радостно сообщается в истории этого города, а вот о Нагурском, почему-то, нет… Семейный совет (а родился Ян в семье мельника) решил, что на обучение Ян должен зарабатывать сам, поэтому тот все время подрабатывает – то переписчиком в суде, то учителем в сельской школе. И только скопив нужную сумму, уезжает в Варшаву. А потом – в Одессу, в юнкерское пехотное училище. Окончив его с отличием, Нагурский получает право выбора распределения, и выбирает… Хабаровск. Его биографы недоумевают, дескать, мог остаться в любой части на территории России, и уж из Европы-то не уезжать. Я же недоумеваю по поводу недоумения биографов – разве не есть акт самого большого престижа выбрать самую отдаленную точку на карте при распределении? Полвека спустя также, например, поступили мои родители-геологи, выбрав самую далекую доступную тогда для распределения точку – Бурятию. Это потом что-то поменялось, и именно это должно являться предметом недоумения. А потом Ян строит свою карьеру дальше, поступает в Санкт-Петербургское высшее морское инженерное училище, где, очарованный эксцентричным авиатором Уточкиным, попадает с Нестеровым во Всероссийский аэроклуб…

Петра Евсюкова отзывают из экспедиции (тоже легендарная личность – погиб потом при испытании летающей лодки Григоровича), а второй самолет, говорят, терпит крушение при первом же вылете. Впрочем, этой истории я достоверно не знаю, поскольку при первом же обращении к ней вылезают разные нестыковки, с которыми нужно скрупулезно разбираться…

Исхак Ислямов (руководитель всей спасательной экспедиции) скептически относится к авиации, зато Нагурского поддерживают и Амундсен, с которым он знакомится во время подготовки самолетов, и Нансен, провожающий ведомый Свердрупом «Эклипс» и «Герту» в порту Кристиании 30 июня. 1 августа суда в Александровске-на-Мурмане, «Фарман» Нагурского перегружают на пароход «Печора», и 16-го «Печора» подходит к Крестовской Губе у Новой Земли. Дальше море скованно льдами, и Нагурский с механиком Кузнецовым выгружают и переправляют на берег у становища Ольгинское ящики с разобранным «Фарманом», попутно строя из камней и брезента жилище. 8 (21) августа Ян Нагурский, сделав из бревен скат, спускает самолет на воду и совершает первый вылет.

Шаврушка на Новой Земле

Полеты Нагурского изобилуют опасностями – то и-за бури он сбивается с курса, то из-за тумана не может посадить машину… Сажает ее лишь у входа в губу Машигина, где они с Кузнецовым 18 часов дожидаются подхода экспедиционного судна "Андромеда". Самолет примерзает поплавками к льдине, вдобавок его заносит снегом, а механик Кузнецов получает сильнейшую простуду. Но, тем не менее, Нагурский продолжает полеты на следующий день и, при облете острова Панкратьева, замечает избушку, в которой, посадив самолет на лед, обнаруживает рапорт Седова в Морское министерство, в котором Седов сообщает, что «Св.Фока» оставлен в 15 километрах отсюда, а экипаж переселился в избушку в прошлом, 13-м году.

На следующий день Нагурский снова летает, из-за разболевшегося Кузнецова один, но на этот раз выходит из строя мотор, и, удачно спланировав на воду, Нагурский возвращается на буксире за шлюпкой. После двух недель ремонта Нагурский снова в воздухе, причем эти его полеты не упоминаются в его рапорте, но захватывают всю северную часть Новой Земли. И только затем, в связи с начавшимися боевыми действиями первой Мировой, капитан «Андромеды» Поспелов принимает решение прекратить экспедицию и откомандировать Нагурского в Санкт-Петербург.

Схема полетов Нагурского

И Нагурский, и, конечно, Жданко, надеются на продолжение работ и выступают со статьями и брошюрами как по продолжению поисков, так и по развитию полярной авиации вообще, но война отодвигает все эти идеи далеко в будущее.

Ян Иосифович участвует в боевых действиях над Балтикой, охотится за немецким транспортами и, в конце концов, оказывается подбит над Рижским заливом. Самое интересное, что его многие тогда посчитали погибшим, но его подобрала русская подводная лодка. В революцию Нагурский в Петрограде, его активно уговаривает перебраться в Америку Сикорский, но Нагурский отправляется к родителям в Польшу, откуда в Россию уже не возвращается. (По некоторым сведениям, Нагурский бывал в СССР в 50-х и даже выступал перед публикой, но насколько это верно, знает только Википедия).

В своем рапорте на имя Жданко Ян Нагурский подробно описывает необходимые для успешных полетов в Арктике условия, а в конце излагает план воздушного освоения Арктики с базированием на острове Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Том самом, где матросы «Святого мученика Фоки» предали Земле тело умершего капитана Седова перед тем, как отправится южнее и подобрать на свой борт штурмана Альбанова и матроса Конрада шхуны «Святая Анна». На острове Рудольфа потом действительно была база для достижения Северного Полюса папанинцами на самолетах АНТ-6 1937 года, но еще в 1929-м в Бухте Тихая острова Гукера (где зимовал «Св.Фока») начинает работать советская полярная станция «Бухта Тихая», макет которой есть в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Макет полярной станции в бухте Тихой ЗФИ

Обратите внимание – как раз у ангара стоит самолетик, только не поплавкового типа, а «с фюзеляжем типа лодки», как и писал в своем рапорте Нагурский. Собственно, именно эта база – исполненная мечта Нагурского, всем пожеланиям которого и соответствует стоящая там «Шаврушка» - легенда советского предвоенного авиастроения, самолет-амфибия Ш-2, идеальная амфибия тридцатых годов для полетов в условиях больших водных и ледовых пространств.

Память о Нагурском осталась на Земле Франца – Иосифа, на острове Земля Александры, куда вышли Альбанов и Конрад после двух месяцев пути от шхуны «Святая Анна», и где теперь расположена образцово-показательная застава «Нагурское», куда зачастили первые лица… А вот о Шаврушке будет наш следующий рассказ, поскольку именно на воссозданной «Ш-2», как воплотившейся идее Нагурского, да еще и базирующейся в указанном Нагурским месте, нам и хочется отпраздновать 100-летие его первого полета. А заодно и испытать ее (Шаврушки) летные качества применительно к современным задачам Большого Похода.

Василий Киреев

Страницы: 1 2

Комментарии (1)

vova # 23 мая 2013 в 22:51 0
Круто!!!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.