Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Анонс Проекта «Россия - Родина полярной авиации»

27 января 2015

Экспедиционный центр Фонда «Русь Исконная» представляет
ПРОЕКТ
«РОССИЯ – РОДИНА ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ»

История рождения мировой полярной авиации и освоения северных широт теснейшим образом связана с историей России. Прежде всего, потому, что Арктика всегда была и остается территорией национальных приоритетов нашей страны. 2014-2015 годы отмечены рядом знаменательных событий, прямо относящихся к данной теме:

 

  •  80 лет началу использования отечественных самолетов-амфибий для освоения Российской Арктики
1933-1936 годы – начало широкого использования отечественных самолетов-амфибий Ш-2 конструктора Вадима Шаврова в Российской Арктике: работы на полярной станции «Бухта Тихая» (о. Гукера, ЗФИ, 1933-36 гг.), обеспечение перехода ледореза «Литке» по всей трассе Северного морского пути (1934 г.), а так же парохода «Челюскин» вплоть до момента завершения челюскинской эпопеи (1933-34 гг.), авиаобеспечение первой высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко» (1935 г.).

 

  • 100-летие первого в мире полета в Арктике русского авиатора Яна Нагурского
В августе 1914-го года русский офицер, поляк по национальности, Ян Иосифович Нагурский первым в мире совершил полеты в Арктике севернее Полярного круга (в районе архипелага Новая Земля) на самолете «Морис Фарман» для поиска пропавших экспедиций Владимира Русанова и Георгия Брусилова.

 

  • 100-летие поднятия российского флага на Земле Франца-Иосифа и объявления этого архипелага принадлежностью России
В августе 1914-го года парусно-паровая шхуна «Герта» под командованием капитана 1-го ранга Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках пропавших экспедиций Георгия Брусилова, Георгия Седова и Владимира Русанова достигло мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где был поднят российский флаг и объявлено о принадлежности архипелага России.

 

В ознаменование указанных событий Проект «Россия – Родина полярной авиации» предусматривает проведение комплексной историко-географической экспедиции на арктические архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

 

Цели Проекта

  • Поведение мероприятий по празднованию юбилейных дат, особо значимых для истории Российской Арктики.
  • Популяризация истории освоения Арктики и становления полярной авиации России, подтверждение для российской и международной общественности того факта, что Россия была, есть и будет Полярной Державой.
  • Расширение историко-географических и иных научно-исследовательских знаний о Высоких широтах, популяризация великих географических открытий прошлого и настоящего, вовлечение молодежи в увлекательный мир географии, путешествий и приключений, воспитания бережного отношения к окружающей природе.
  • Расширение отечественного присутствия в Российском секторе Арктики.


Задачи Проекта

  • Воссоздание прототипа самого массового самолета-амфибии времен СССР – легендарного Ш-2 («Шаврушка»), его подготовка к полетам и проведению экспедиционных работ в условиях Крайнего Севера.
  • Осуществление перелетов на легкомоторных самолетах-амфибиях по маршруту экспедиции, пролегающему через архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
  • Проведение экспедиционных исследований на островах и архипелагах Российской Арктики для выявления новых и изучению известных материальных объектов, связанных с историей открытия и освоения арктических территорий России, уникальных природных объектов.
  • Выполнение комплекса научных наблюдений и иных работ по программам национального парка «Русская Арктика», Российского государственного музея Арктики и Антарктики, других заинтересованных организаций.
  • Съемка видеоматериалов для последующего создания серии историко-познавательных фильмов для широкого круга телезрителей и пользователей глобальной сети Интернет о роли полярной авиации в исследовании и освоении Российской Арктики.
  • Сбор фотоматериалов по маршруту экспедиции для издания фотоальбома по тематике Проекта.
  • Проведение технологических испытаний оборудования, техники и снаряжения в интересах партнеров Проекта.

 

Маршрут и основные этапы Проекта

Экспедиция на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа планируется в июле – августе 2015 года. Маршрут: Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – мыс Желания (Новая Земля) – Нагурское (ЗФИ) – о. Нортбурк (ЗФИ) – о. Гукера (ЗФИ) – Нагурское (ЗФИ) – о. Рудольфа (ЗФИ) – о. Мак-Клинтока (ЗФИ) – Нагурское (ЗФИ) – мыс Желания (Новая Земля) – Нарьян-Мар – Архангельск – Москва.

В конце июля 2015 года Ш-2 и 1-2 легкомоторные самолеты-амфибии совершат перелет с участниками экспедиции из Архангельска через Нарьян-Мар на Новую Землю. При полете вдоль архипелага экспедиция планирует придерживаться маршрутов полетов Яна Нагурского, выполненных им в августе 1914-го года для поиска пропавших экспедиций Русанова и Брусилова: от места разгрузки с борта парохода «Печора» и последующей сборки самолета «Морис Фарман» в бухте Крестовая Губа до мест промежуточного и базового лагерей легендарного авиатора на о. Панкратьева.

Далее самолеты экспедиции достигнут базы Национального парка «Русская Арктика» на самой северной точке Новой Земли – мысе Желания – и помогут проведению научных работ по программам Национального парка и Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА).

После завершения Новоземельского этапа самолеты-амфибии с участниками экспедиции перелетят на остров Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), куда в это же время будут доставлены гости Проекта чартерным авиарейсом из Архангельска. На архипелаге планируется проведение праздничных мероприятий по программе Проекта, полеты самолетов-амфибий вдоль предполагаемых путей полярных экспедиций 1913-1935 годов с посещением исторически значимых мест архипелага, а так же оказание содействия проведению комплекса научных работ по программам Национального парка «Русская Арктика» и РГМАА.

Экспедиция завершится возвращением гостей чартерном авиарейсом в Архангельск и перелетом легких амфибий с участниками от Земли Франца-Иосифа через Новую Землю до Нарьян-Мара.

 

Текущий статус Проекта (февраль, 2015) 

Прошедший 2014-й год выдался для Фонда очень непростым, и, прежде всего, в финансовом плане. Собственных и привлеченных резервов не хватает для полного завершения работ по воссозданию Шаврушки. А ведь основная «изюминка» Проекта - это, конечно же, участие Ш-2 в арктических перелетах. По этой причине в настоящее время проведение экспедиции находится под вопросом.

Мы всегда готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с заинтересованными людьми и организациями, с благодарностью примем Вашу помощь и поддержку, предложим воспользоваться нашим опытом и возможностями в экспедиционной, технической и PR сферах. Связаться с нами можно по данным, приведенным на страничке Контакты.
 

 

Читайте также

Летчик Нагурский

Летчик Нагурский

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2017
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.