Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Пёзский Волок. Рассказ - экспедиция, окончание пролога

31 мая 2013
А Пеза преподнесла жителям другой сюрприз. Вы же читаете рассказ с открытой картой, как я просил когда-то в самой первой своей статье? И какой же тогда паром перед Бычье, оно же с этой стороны?

Ага, было с этой, до прошлого года. Полой (вот она, с магазином-то аналогия!) водой Пёза срезала мыс (нос, или кляп), на котором находится Бычье, и течет теперь напрямую. А с той стороны осталась старица, на берегу которой, по привычке, и держат лодки местные жители.

День уже давно перевалил половину, и сегодня мы не будем делать попыток собрать наши плавсредства – постановка на воду будет завтра. Тем не менее, сегодняшний визит, кроме любопытства по поводу места «стапеля», несет еще один, очень важный практический смысл – нам надо поставить новую «Ямаху», приехавшую на Дефе, на лодку-ракету Николая Окулова. Мотор совсем новый, обкатать его в Москве мы не успели, поэтому надо поставить и завести. Пока мы будем чай пить, с шанюжками с черникой и морошкой, он потарахтит на холостых, потом прибавим газку и оставим работать, под надзором Владимира, гостеприимного хозяина дома в Бычье, и его сыновей, может и до утра, до нашего завтрашнего окончательного приезда. Проезжаем через деревню, через двор Владимира, луг за которым приводит к обмелевшей старице, лишь год назад бывшей основным руслом. Берег тут – чавкающая «няша», но он достаточно полог и удобен – можно подъехать почти к воде. А на реке – лодки…

Та, что справа – и есть на ближайшую неделю наш основной транспорт.

Самое время о лодках, да? Вообще-то, искусство делать лодки – одно из главнейших и древнейших в этих местах. Лодки тут шьют. Вернее, в старые времена, шили. В самом прямом смысле шили – скрепляли доски еловым корнем, как веревкой. Причем, на гвозди перешли относительно недавно – шитая лодка служила в разы дольше той, что на гвоздях. И сейчас остались мастера, способные сшить лодку. Про одного такого мастера зашел и у нас как-то разговор с Окуловым:
- Виктором его зовут. Он еще на Соловках работал….
-… в Морском музее, на Сельдяном мысе, - подхватил я.
Но это не мир тесен, я перестал употреблять эту расхожую поговорку. Нет, тут люди знают всё и обо всех, особенно, о людях, по-настоящему уважаемых. Ладно, к лодкам. Понятие «шить» лодки осталось в ходу, оно относится и к лодкам, построенным из досок посредством гвоздей:

На фото - новая деревянная лодка, сшитая в Сафоново, оставленная в воде набухать. И пусть, что не еловым корнем. И пусть, в основе конструкции – доски, а не «курица» (ой, кокора, или лучше, кОрга) - заготовка из части ствола дерева, переходящей в корень, и задающая, тем самым, изгиб носовой части… - фото из сети для примера - иллюстрация слова кОрга. Лодка на фото, кстати, онежская, совсем другая. (оригинал тут)

В каждом регионе лодки делают по-своему, приноравливаясь к тем условиям, по которым ей предстоит ходить. Вот лодка жителя нижней Пёзы (хм, вот еще тема – жителей Пёзы знаете, как зовут? Пезина… «Не народ, а пезина, не товар – железина», напомните, пожалуйста, если забуду рассказать…) – несколько короче, до 8 метров, чтобы можно было выходить на ней дальше, в Мезень и Мезенскую губу, подстраиваясь под беломорскую волну. У цилёмы (у жителей Цильмы, мы туда же идем, да?) лодки длиннее, метров до 12, волна в Печоре другая. Да и много-много разных других особенностей, связанных с необходимостью проходить песчаные косы (кошки) и мелкокаменистые перекаты (Арешник), пороги, а в более раннее время – и переволакивать. Да и перевозить товар, много товара… Вот, в «нашу» лодку тонна груза запросто войдет, а в цилемскую – все полторы. Это и есть основной коммерческий транспорт в этих местах сейчас. Ох, не спец я по лодкам…

Но у Пёзы есть еще одна удивительная особенность, сделавшая местные лодки ни на что не похожими. Здесь находятся так называемые «поля падения» - зоны, куда падают отделяющиеся части запускаемых с космодрома Плесецк космических ракет. Или отделяемые баллистических межконтинентальных. На Пёзе таких зоны аж две – «Бычье» и «Мосеево». Тут можно покопать открытую литературку, скажем, Википедию (для читателей в погонах – тут, хотя не во всем ей можно верить… можно – официальный сайт космодрома еще открыть) и выкопать, что в зону «Бычье» раньше падали боковые блоки ракетоносителей «Союз», но в связи с уменьшением количества запусков с 1977 года туда ничего не упало. Ну, в смысле, район «Бычье» с 1977 года не используется. А вот в район «Мосеево» падало что-то при запусках ракет «Циклон». Я умышленно в этой части не буду анализировать экологическую составляющую, а то скачусь к обсуждению событий, превративших самое красивое и богатое рыбой, описанное Шренком озеро Сюрзи в верховьях Рочуги, в «озеро смерти». Мы, возможно, поговорим об этом в верховьях Рочуги – объяснений тут два – либо мистика, либо что-то упало (не рассматривать же всерьез некачественный алкаголь)… Просто «Союзы» - в терминологии местных жителей - «керосинки», летающие на традиционном топливе, а вот «Циклон» уже использует для своих ступеней несимметричный диметилгидразин, называемый в простонародье гептилом. Впрочем, трудно сказать, чем лучше получить по голове с небес, керосиновым «Союзом», гептиловым «Циклоном», или даже боевым «Тополем». Последние падают где-то в районе Пинеги – Сии. М-да. Районов падения, оказывается, много, вот, кстати, и «Усть-Цильма», - тоже действующий такой район. Правда, мне не удалось отыскать, что именно туда падает. Но Толя Попов, наш цилемский проводник, пожаловался как-то, что нашел в тайге какую-то хренотень с проводами, даже с друганом пару дней пытались ее разобрать, жили в ней, укрывшись от дождя. С тех пор оба болеют - то печень забарахлит, а то нападет что-то - песню часа в 3 утра вдруг как запоют… Но именно на Пёзе космическое влияние заметно невооруженным глазом – три четверти, если не пять шестых всех лодок тут сделаны из упавших частей ракет. На наш опасливый вопрос: «А не страшно словить-подхватить чего-нибудь космического в организм?», местные жители уверенно отвечают: «Да что мы, керосинку, что ли не отличим? А за чем-нибудь страшным тут ракетчики сами приходят». А более продвинутые вообще поясняют, что это не какие-то там обломки, а «обтекатели и элементы силового конуса боковых ракетных блоков». Так что зря клевещут злопыхатели, что космос – лишняя трата денег. В нашей стране космическая промышленность неотъемлемой частью вошла в жизнь далеких Пёзских деревень; падая буквально с неба, космические технологии продолжают свою работу на благо рыбаков и крестьян далекой Пёзы, заменив морально устаревшее дерево, но сохранив веками отработанные вид и форму речных судов пезины. Впрочем, и космические технологии уже в прошлом – «Бычье» для «Союзов» не используется с конца 70-х, а последний «Циклон» улетел в 2004-м. Вот и вспоминают жители снова, как лодки-то из дерева шить. (Уже после похода я рассказывал о нем в Шотовой, на Пинеге. Когда дошла речь до лодок, мужики-слушатели спросили – шитУхи, чтоль?)

Страницы: 1 2 3 4

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.