Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Пёзский Волок,рассказ-экспедиция. Часть третья, "Вниз, к Печоре!" 3. От Нонбурга до Усть-Цильмы.

14 марта 2014
За Трусово через час – Рочево.


Посудинка под горой – паром,


отсюда и вправду можно до Усть-Цильмы добраться автомобилем. Правда, уже не сегодня: время уже 18-30, и последний свой сегодняшний рейс паром сделал полчаса назад. Но, да и ладно бы, если только этот – паром через Печору на ее правый берег привязан к этому парому, или наоборот. В общем, все местные это знают, и в «межпаромье» движение по автодороге отсутствует, как класс. Тратим еще полчаса на причаливание с целью передачи посылок очередному родственнику. Долгий разговор с местным главой, дозаправка бензином и беседа в это время и с главой сельсовета, и с местным активистом, придерживающим от падения собственного, не сильно еще закаленного питием сына (вообще, вид пьяного отпрыска в присутствии менее пьяного отца у меня, например, вызывает реакцию, близкую к рвотной: какой же ты, нафиг, отец, если не можешь сыну объяснить и научить, как и сколько можно пить, что он не контролирует себя в твоем же присутствии?) а может, это и не в Рочево было… так или иначе, в 19 часов отходим от Рочево,


домики которого приобретают как разноцветную окраску, так и напоминающие мезенский тип формы


    Поднимается ветер, встречный, несущий залпы секущего холодного дождя…


Анатолий выказывает признаки беспокойства: поднявшийся ветер может разогнать на широченной в этих местах, двухкилометровой Печоре нешуточную волну, идти в которой он опасается. Поэтому начинает спешить. Мы пока посмеиваемся, типа, не бродил бы по дну в поисках фотика, да не  здоровался бы с каждой лодкой да прохожим на берегу… после Рочево Цильма приобретает совсем уж гигантские размеры – широченные разливы, многочисленные острова. Берега представляют собой огромные пространства лугов, кое-где покрытых мелким кустарником, а кое-где скошенных совершенно по-современному.


    Густые сумерки – сутеменки превращаются в совершеннейшую темноту; многочисленные проходы между островами, изначально проходимые Толей по памяти, скрываются, и дальше мы идем (рассмеялся бы, если бы сказал мне кто раньше, что это возможно) по навигатору – острова нижней Цильмы, оказывается, достаточно аккуратно нанесены на генштабовскую километровку. За два километра до Синегорья – самого нижнего поселка на Цильме, налетаем, тем не менее, на носик песчаного острова. Расшифровывая записи на диктофоне, где я это наговариваю, отчетливо слышу голоса «за кадром» - «Близко! Дальше, дальше от берега!», - это мы идем по технике, отработанной ночью в Сафоново, когда лучи фонарей направлены на ближний берег, чтобы понимать расстояние до него. У Синегорья мы в 22. Остановиться бы на ночь, но пресловутое стремление финишировать поскорее, да занудство Толи на тему: «я тут знаю фарватер», «а завтра волна подымется» и «ну вон же огни Усть-Цильмы, рукой подать» делают свое дело. Да.. «шапку кинь – долетит»,  - подумалось мне. Еще мелькнуло, что хорошо, что навигатор ожил после зарядки в Нонбурге качественным, свеженьким 220-вольтным электричеством.
    22-30. Выходим из Цильмы в Печору. Море огней на горизонте, и ничегошеньки не видно. По схеме устье Цильмы выглядит примерно так,


Но это мнение генштаба образца 1983 года; песчаные острова на Печоре, видимо, имеют несколько другое мнение о своем расположении, нежели Генштаб Советской Армии.
    Борьба с песчаными косами продолжалась еще полтора часа, в видимости огней такой близкой Усть-Цильмы. Раз за разом, уже, вроде нащупав проход, мы впарывались в очередную косу; песчаный нос на самом деле имеет совершенно другую форму, нежели на схеме, протока «Старая Пижма» на местности не определяется, а берег Печоры идет там, где идет линия нашего нижнего трека, продолжаясь впоследствии до места, где обозначен паром. Но сначала мы прошли по верхнему участку, пытаясь обойти пресловутый нос с севера. Когда мы впаялись в песок окончательно, Прохорыч был «отстранен от принятия решений», а выход из песчаной «задницы» был выполнен по навигатору, по собственному треку, что и видно на схеме в виде «двойной сплошной» красного цвета. Потом, вспоминая в картинках этот путь, мы хохотали до упаду: за шумом мотора голос мой никто не слышал, поэтому я, стоя на носу и глядя в навигатор, командовал: «направо», «налево», или мягче – «правее – левее» Сереге, который был повернут спиной по ходу и транслировал команды Димону, воспроизводившему их руками. А Толя пытался непременно свернуть в сторону со словами: «ну, отсюда-то я знаю…», прерываемыми более энергичными, чем просто указания направления, взмахами рук похожего на ветряную мельницу в шторм Димона. А Серега усугублял для верности: «Не пи….., мы назад выходим, а не проходы ищем». В 00-30 мы пристали на левом берегу Печоры, поставив лагерь прямо у парома на песке. Уже укладываясь спать, Серега остановился и так взглянул на Толю, что тот вытянулся и принял положение «Смирно!» А Серега, не меняя взгляд, очень душевно произнес:
    - Анатолий Прохорович! Если вдруг я нечаянно завтра услышу твой голос раньше, чем голос Василия Анатольевича, я, - Серега сделал совершенно конкретную и понятную без дальнейших слов паузу, но, тем не менее, для верности, продолжил,  - тебя убью, - и пошел спать, а Толя, похоже, поверил.
    10 сентября. А подействовало. Ни тебе стихов в три утра, ни песен в пять. Проснулись мы от суеты машин около грузившегося парома. Прохорыч был на ногах, ждал нашего пробуждения, но издавать звуки не решался, несмотря на приготовленный им завтрак и чай, вскипяченный в будке паромщиков. Ветер ночью стих, и на Печору опустился туман, что не было видно не только огоньков Усть-Цильмы, но и носика ближайшего к нам, различимого вчера в свете фонарей, островка. Тем не менее, в 8-40 мы встали на воду, остановив между делом попытку Толи стартовать раньше парома:
    - Вот видишь паром? Пойдешь строго за ним, в фарватере.
    - Да он же медленно…
    - За ним.
    - Я же знаю…
    - В фарватере.
Благодаря этому диалогу в 9-25 мы сошли на правый берег Печоры на пустынном пляже села Усть-Цильма.






С Толей мы быстро помирились, и так,


и так,


и даже так. 


Мы еще раз закрепили наше примирение, а заодно и достижение цели, а когда, после всех расчетов, подарили в знак благодарности Прохорычу остатки бензина и спасжилет, то расстались лучшими друзьями.


Потом приехал Николай Митрофанович Канев, дал нам машину, поселил нас в гостиницу, где есть душ и интернет, и мы поняли, что маршрут окончен. Мы не поедем завершать нашу экспедицию в Пустозерск – приедем мы туда, в знак благодарности, как-нибудь отдельно. Все. Пезский Волок для нас пройден. Мы еще будем в Усть-Цильме почти двое суток, не разобравшись в связке расписаний поездов и паромов, мы пройдемся по селу, попробуем отправить технику машинами, выясним особенности автомобильного сообщения Усть-Цильмы и Большой Земли, в результате чего оставим все в гараже у Николая Митрофановича. Я даже напишу, и о прогулке, и о музее. Но маршрут «Пезский Волок» завершился, пожалуй, сейчас, у причала парома на правом берегу Печоры.


Окончание следует.

*Александр Шренк. "путешествие к Северо-Востоку Европейской России..."
**** "Обозрение Печорского края архангельским губернатором действительным статским советником князем Н.Д. Голицыным летом 1887 года"

 

Страницы: 1 2 3 4 5

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.