Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...
За Езевцем снова река разливается,
мелеет, так, что ищем проход-фарватер таким вот способом.
То ли еще будет – в верховьях пороги и перекаты пойдут сплошной чередой. А этими мелями и кошками нас просто от себя Езевец не отпускает, задерживает. Такие вот запУки старые.
Тем не менее, продвигаемся дальше, и к 14-45 останавливаемся у местечка, запланированного давным-давно.
Действительно, на высоком берегу, чуть в глубине леса, что-то белеет.
ЗахрЯпки-наряжУхи. Впервые это словечко я встретил в ЖЖ, в сообществеrusskij_sever. Фотографию именно этого места выложила в интернет автор статьи, которая так и называлась: «Захряпы». Такие куклы встречаются в мезенских лесах, не то, чтоб часто, но и не единично. Местные жители ухаживают за ними, меняют, по мере износа, одежду, подновляют. Вот и тут Федотыч ласково поднимает упавших наряжух, прислоняет к дереву
и опять говорит Олегу: «на обратном пути подновить нать»
Каких только объяснений не пришло в комментариях к той статье, и то, что это особый культ, восходящий еще к языческой, да и не понятно, славянской или чудской культуре. (Там же, в комментах, хотя источник информации все тот же). И то, что такими захряпками обозначаются места, лесА, где не нашли потерявшихся детей, вот, дескать, и наряжают их безутешные родители…
- Дети? Чудь? Да чушь это все, белоглазая – заволоцкая, - Федотыч всегда по-поморски спокоен, но в выражениях не стесняется. – Кто сказал-то, какой такой брехун-выдумщик? – и, не дождавшись ответа, продолжает. – Смотри, берега-то все как обочины у дороги. По ним по всем тропинка была, чтоб бечевой идти. Больше того, все берега были обкошены. На веслах-то далеко не уйдешь по такой реке, а под парусом – тоже ветер нужен. Вот, я думаю, в основном бечевой и шли. А менялись через тридцать верст, там и отдыхали, ждали своей очереди. А пока ждали очереди, вот таких наряжух и делали.
- А они всегда по две?
- Дак, конечно. Одному-то грустно. Да и о чем мужик – крестьянин долгой дорогой мечтает? О жёнке… Вот, ставили, наряжали, следующие смены ухаживали. Так и повелось следить за ними.
- Ну, наряжухи-то понятно. А захряпки почему?
- Захряп в поморской говОре – небрежный, неаккуратно одетый, необряднОй человек. Алексаныч! – обращается Николай к Олегу, - на обратном пути нать не только этих нарядить. Давай еще захряпок поставим? - и ко мне, - глянь, тридцать верст по навигации, где будет? Небось, Орловска Щелья… Вот там и поставить нать…
Пёзский Волок,рассказ-экспедиция. Часть первая – «Вверх по Пёзе и Рочуге!» 4. От Сафоново вверх. |
Пёзский Волок, рассказ-экспедиция. Часть первая – «Вверх по Пёзе и Рочуге!» 2. 28 августа. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |