Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...
Сегодня в Великоустюгском музее-заповеднике у нас состоялась замечательная встреча, обмен мнениями и контактами. Оказалось, что в музее есть наши коллеги, краеведы, которые в том числе собирают сведения о движении через волоки, идущие по реке Юг дальше в Волжскую систему – в Унжу, Юзу, Ветлугу.
Сегодня мы прошли Котлас. В Котласе нас встретили друзья из краеведческого музея, в том числе и мастер по шитью берестяных лодок Александр Шутихин. На севере принято говорить, что лодки именно «шьют», а не строят, потому что изначально доски сшивали между собой еловым корнем. Так и осталось выражение в ходу – даже сейчас, когда всё делается из гвоздей и железа. А береста – она реально сшивается, технология такая.
В Сольвычегодске наши теперь уже друзья, хорошие и отзывчивые сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея провели для нас замечательную экскурсию по городу, по всем достопримечательностям, показали места, которые нас интересовали, рассказали увлекательные истории. Одна из историй – про приплывух.
День был ходовой, мы пробежали около 170 км, это пока рекорд по расстоянию, пройденному в экспедиции «Путем первопроходцев». Мы стоим примерно в двух километрах от Яренска, или, как его называли с XIV по XVII век — «Ерентского горотка». Сегодня тот редкий день, когда и сказать особо нечего в связи с отсутствием приключений. Поэтому выложим фото, которые не успели показать раньше.
Яренск расположен на речке Кижмола. Старый «Ерентский гороток» (прежнее название Яренска) стоял между Кижмолой и Яренгой, дающей прямой путь на Мезень. Первое упоминание «горотка» датировано 1384 годом (Вычегодско-Вымская летопись). Река Вычегда раньше подходила ближе к городу. А за 100 лет она отодвинулась почти на 5 км, изменив русло. На этом месте осталось только протоки, достаточно сложные, мелкие и перекатистые. По ним мы и подошли к Кижмоле, а по ней к Яренску
Мы идем по Вычегде в сторону Выми. Вошли в Коми, встали недалеко от села Айкино, у деревни Арабач. На реке пошли перекаты и песчаные косы. Рамой квадроцикла протерли лодку, клеимся.
На наших картах Вымь значилась судоходной. Но нет. На больших моторах по ней сейчас не пройти – сплошные камни, перекаты, воды по колено, река широко разлилась. За два часа мы прошли около пяти километров, практически наощупь, проверяя фарватер шестами и веслами, обходили разные препятствия в виде трубопровода на дне обмелевшей реки. Наконец приняли решение вернуться обратно в Усть-Вымь, будем ждать машину от ухтинцев, которые подвезут нас до Вымского волока.
Сегодня утром мы вернулись в Усть-Вымь, потому что идти дальше по обмелевшей Выми невозможно. Температурные аномалии, мало осадков, сухое лето. Воды меньше, чем обычно. Завтра утром придут машины, которые помогут нам добраться до Вымского волока. Так что его мы все равно пройдем, и двинемся в Ухту, как и планировали.
Мы стоим примерно в 10 км от начала Вымского волока и пребываем в предвкушении завтрашнего дня. У нас есть полное описание волока — и сами работали, и наш проводник, Александр Фоменко, дал все ключевые точки. Александр — местный житель, сейчас живет в поселке Водный, что в пригороде Ухты. Он последний человек, родившийся в деревне Переволок — ключевом пункте выхода к волоку.
Мы стоим у пустой деревни Переволок на речке Ухта — это начало Вымского волока. От нашей прошлой стоянки до этого места всего девять километров, но потратили мы на них весь день. Местность сильно заболочена, болота глубокие, идти тяжело, приходилось страховать и вытаскивать друг друга. Незаезженная дорога, что хорошо для сохранности волока, но затрудняет путь.
Мы не просто прошли Вымский волок, мы увидели и узнали все метки, которые отчетливо указали волоковую дорогу и вывели нас к пристани на Шомвукве. Мы нашли и колею от телег, и зарубки на деревьях, оставленные предками на протяжении всего пути. Видно, что колея древняя, потому что прямо посреди нее растут вековые деревья. При этом она отлично сохранилась. Мы прошли в обе стороны, совершили наземную и воздушную съемки, и полностью записали трек волоковой дороги.
В населенный пункт прибудем не раньше завтрашнего вечера. Ухта обмелела, порожистая, идти сложно. На три километра — пять перекатов. Приходится все время идти на веслах, поднимать моторы, так что идти будем долго.
Мы остановились между поселками Водный и Веселый Кут. Это совсем недалеко от Водного, около десяти км, и чуть дальше, километрах в тридцати от города Ухта, где по всей вероятности, будем уже завтра.
В нижнем течении Ухта разлилась. До этого она была красивейшей рекой, в высоких лесистых берегах, сказочно переливающихся цветами осени в солнечном свете. А ближе к Ухте стала более широкой, мелководной, перекатистой. В нескольких местах пришлось пересекать нефтепроводы.
Ну что ж, мы в Ухте, свежие и отдохнувшие. Гуляем по городу после конференции, состоявшейся сегодня в зале геологической коллекции ухтинского историко-краеведческого музея, где присутствовали легендарный исследователь волока Александр Фоменко, руководитель Ухтинского отделения РГО Александр Лебедев, сотрудники Историко-краеведческого музея Ухты, представители туристического сообщества и местные СМИ.