19 сентября
Ночуем напротив «речных ворот» в Усинск – пристани Парма. Так же называется и близлежащее село. На языке коми «парма» – это лес. Причем серьезный такой лес, тайга. Которая для коми — это и «радость жизни, и вечерняя сказка, и утренний сон» (народная мудрость).
К нам уже присоединился Дмитрий Кутало. И Печора, и Уса были так благосклонны, что с Дмитрием мы встретились практически в запланированное время, никто не опоздал.
Завтра по плану – закупка бензина и полная заправка. Нам нужно обеспечить четырехдневный автономный переход по почти безлюдной местности.
Без слов. Фото: Марина Левашова
Чем дальше на север, тем ниже деревья, с берез облетела листва. Лес растет только по берегам. За ним – болота и тундра. Через несколько дней мы уже попадем в полярную зону.
Сегодня ночью был мороз. Звезды, как лампочки. Большую Медведицу видно даже на фотографии. Встали – все хрустит, все в инее. Сейчас идет дождь со снегом, температура – 4 градуса выше нуля.
Уса сильно отличается от Печоры. Она менее широкая, более полноводная, на ней оживленное речное движение. На Печоре мы встречали в основном моторные лодки, а суда – только иногда. А по Усе идут баржи, паромы, перевозящие автотранспорт.
Печора. Фото: Марина Левашова
По Усе мы дойдем до поселка Елецкий, где в Усу впадает Елец – мелкая, порожистая, каменистая горная речка, истекающая из одного из семи перевальных озер.
Собь-Елецкий проход – уникальное место на Урале. Горы перерезает сквозная низкая долина. И он достаточно сложный. Поэтому мы будем использовать не квадры, а вездеходы, которые должны ждать нас в Елецком. На них мы прямо по руслу Ельца дойдем до поселка Харп, расположенного в отрогах гор Полярного Урала. После чего примем решение о возможности сплава по Соби. Если состояние реки позволит – сплавимся, если нет – поедем прямо в Салехард.
У вездеходов, кстати, есть имена. Тот, что на фото – зовется «Шатл», а второй – «Котлета».