Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Первопроходцы vs первооткрыватели

4 августа 2020

 

Продолжение статьи «О нашем понимании значения слова «Первопроходцы».

Первая часть – «Первопроходцы на нашем пути»  здесь >>

Когда перед вами лежит дорога, освоенная и обустроенная – вряд ли вы задаетесь вопросом «а кто же был первым, кто ее прошел». Нет, конечно, можно дойти и до абсурда: например, трассу М-10 Москва-Петербург мы запросто можем назвать «путём Федора Конюхова»: хотя бы раз, но Фёдор Филиппович по ней да проехал, а, возможно, и направляясь к старту одной из своих громких экспедиций. Но с таким же успехом и терминал в Шереметьево можно назвать «воротами громких географических открытий», нет? Когда мы едем по М-10, мы знаем, что она есть, и в том или ином виде, для нас она существовала всегда. Кто ее реально построил, когда – вряд ли уместный вопрос. А вот открыл ее для вас в вашей конкретной поездке «Атлас автомобильных дорог». На самом деле, это некий общий подход.

 

Цильма

 

Водно-волоковыми путями покрыта вся наша территория, это данность географии, и именно потому это – объективная реальность. Эти пути существовали всегда, вопрос лишь в том, кто и когда стал ими пользоваться, что возить, как для этого обустраивать. Доказательств тому масса; самое замечательное – топонимическое. 
 
Есть множество рек разных систем, соединенных волоками-переходами и … носящих одно название. Кельтмы, Северная (вычегодская) и Южная (камская). Мылвы – Южная (вычегодская) и Северная (Печорская). Пижмы (Мезенская и Печорская), Чери (Вычегодская и Ижемская) и много-много других, и не только на Русском Севере, в Печоре и Югре: есть и в Сибири, и на Ямале, а самая известная «связка» - здесь, у нас в Подмосковье: Нерль Клязьминская (с Владимиром и Боголюбово, с храмом Покрова, с Суздалем) и Нерль Волжская. Для нас, исследователей древних путей, такое двойное название указывает на то, что название давалось не рекам, но самому пути, причем именно в те времена, когда рекам их названия только давались. 
 
Представляете древность, да? У рек нет еще имен, а пути уже есть, и они известны. Тогда вопрос должен звучать не как: «Кто первый там прошел?» а лишь так: «Откуда мы об этих путях знаем, кто их открыл ДЛЯ НАС?». 
 
Давайте с конкретным примером. Известный из истории факт: отряд Ивана Москвитина из партии Дмитрия Копылова первым вышел к берегам Тихого Океана и срубил первое российское поселение там – острожок Улья. Так? Так. Только партию Копылова из Ленского Острога (Якутска) к Алдану – будущему Бутальскому Острогу, месту старта отряда Москвитина – ведет тунгусский «вож» - проводник. И, раз он ведет Копылова, значит, он-то точно знает этот путь? 
 
 
 
Волок, зарубки на деревьях
 
 
Дальше - больше: На следующее лето после первой зимовки в Бутальском остроге туда приходят эвены с Ламского (Охотского моря). Они и рассказывают Копылову о землях «по ту сторону» хребта Джугджур; тогда-то Копылов и решает снарядить туда экспедицию Москвитина. Эвены ведут отряд по знаменитому теперь «пути Москвитина» Маей – Нюдымью – Ульёй, указывая попутно альтернативные пути – Юдомой в Охоту (этот путь впрямую указывается в «скасках» Москвитина; он и становится потом первой ниткой Охотского тракта) и Алдомой – Челасиным (путь возвращения Москвитина и будущий Аянский тракт). 
 
Был ли Москвитин первым? Из европейцев – возможно. Но эвенские «вожи», перед тем, как вести его, проделали только что этот путь навстречу, правда же? 
 
А дальше еще интереснее: проводники рассказывают Москвитину о дальних землях к югу, где в море «падёт» большая река Чилкор (Амур), заселенная оседлыми «бородатыми» даурами, которые, со слов «вожей», не только знаю о русских, но и считают их своими братьями. Откуда, если Москвитин – первый? 
 
Но Бог с ними, с даурами. Даже если и легенда об их «братстве» всего лишь выдумка, то эвенские проводники – реальность. И так со всеми первопроходцами – Дежневым, Стадухиным, Зыряном, Ивановым, Горелым, и далее – по списку. Везде были проводники, либо в отряде, либо среди встреченных в виде рассказов и направлений. А как иначе? Но это нисколько не умаляет значение сделанного для нас с вами этими людьми – они эти пути открыли ДЛЯ НАС. Они – первооткрыватели. 
 
Я думаю, что проще значимость этих открытий показать на другом примере. Закон всемирного тяготения открыл Исаак Ньютон. Но Ньютон его только открыл для нас с вами, он его не придумал – закон-то был всегда. И всегда люди им пользовались, что нисколько не обесценивает важность Ньтонова открытия. Так и с путями.
 
 
 
Чирка
 
 
Самое интересное в этом подходе к путям, как к некой объективной географической данности, вот в чем. В таком подходе нам просто придётся убрать из рассмотрения заблуждение, что казаки (а раньше – поморы, ушкуйники, варяги и т.д.) пришли на пустое место. Нет; как у Копылова с Москвитиным были эвены, так и у новгородских ушкуйников были местные «туземцы», которые вовсю пользовались предложенными географией путями, строили суда и ходили по рекам, в том числе, и с товаром. И к тому времени, когда новгородцы открыли для себя Пермь, Печору и Югру, «ребята» оттуда могли запросто ходить, и ходили и по Каме, и по Волге. Новгородцы открыли эти места для себя, но не «создали», не «организовали» их. 
 
И в этом смысле, взгляд на историю со стороны географии дает нам возможность убрать из рассмотрения заблуждение «о старшем брате» - этакие пассионарные новгородцы пришли, и жизнь закипела. Да нет же; жизнь всегда была, ибо пути всегда были, а новгородцы придали этой жизни новое направление, только и всего. Но тогда в нашей общей истории Пермь и Печору надо рассматривать наравне с Новгородом, а не только в связи с ним, так же?
 
Так и с дальнейшим движением на восток. Приходя на новые места, первопроходцы (первооткрыватели для нас) находили там жизнь, текшую своим чередом. Принеся в эту жизнь свою новую струю, они не только меняли жизнь ТАМ, но и САМИ менялись. Это движение родило синергию, когда взаимное изменение «пришлых» и «туземцев» родило новые отношения, а как итог – и новое государственное устройство, ставшее основой новой страны, сделавшей из Русского Царство Россию. И в этом смысле, значение открытых (для нас) первооткрывателями путей сложно переоценить.
 
Василий Киреев 
 
 
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2020
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.