Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Дневник экспедиции "Полярное Кольцо", 2011 год.

9 мая 2013
24-29 марта 2011 г.

Подъем, не такой ранний, как хотелось. Сегодня, 24-го, мы пока еще стоим в самой узкой части пролива Красной Армии. При удачной дороге есть шанс к концу дня вплотную подойти к морю Лаптевых. Снег в этой части пролива какой-то рыхлый, набухший. Под ним часто встречается вода. Еще раз пришлось дергать друг друга. Из крайней снежной ловушки Дима, чуть прибавив газу, вырвался сам с криком: "На свободу!!!". Вошли в царство айсбергов. Ледник Академии Наук острова Комсомолец сбрасывает громадные глыбы в пролив, где они неспешно собираются в ожидании возможного летнего дрейфа. Наш путь петляет между ледяных стен. Прошли мимо плоского 500-метрового айсберга, стену которого сначала приняли за несуществующий остров. Впереди справа показались высокие, каменные берега, что под ледником Русанова. В этот момент предательски хрустнула одна из отремонтированных полуосей второго вездехода, фактически похоронив наши шансы своим ходом уйти на материк. Ведь это означало, что наши усилия не привели к желаемому результату и прочность полуосей все еще недостаточна для дальних переходов. Да, сей факт еще трудно укладывался в голове. Тем не менее, нужно как-то действовать дальше. До мыса Челюскин, куда мы собирались держать путь более 600 километров. Остров Средний позади примерно в 160-ти. Будем возвращаться, есть надежда дотянуть технику до базы своими силами (а какими же еще?) даже если оси будут "лететь" одна за одной. Перераспределяем груз на прицепах, три бочки солярки оставляем в "заброску" для грядущего сезона.

На следующий день, 25-го, начинаем движение по своим собственным следам на запад. Настроение соответствующее моменту. Снова проходим лабиринт между айсбергов и останавливаемся для фото и киносъемки в красивом месте. Параллельно делаем осмотр полуосей. Оказывается, что вовремя: на одной из них образовалась трещина, и через несколько сот метров колесо снова бы сиротливо поджалось к борту вездехода. Пришло время заняться серьезным ремонтом прямо в пути. Достаем сварочный аппарат. Штука, своего рода, уникальная: варит от штатных аккумуляторов (12/24 В), причем от 24 Вольт - 5-кой 20-ку (ток до 250 А). Помог достать сей аппарат известный радиолюбитель УКВ-ист Иван Шор (RA3WDK), за что ему очередное большое спасибо! Завариваем две полуоси и вновь начинаем движение. Становиться понятно, что осмотр состояния осей нужно делать регулярно и очень часто, дабы не пропустить момента разрастания трещины и поломки. Останавливаемся каждые полчаса. Редкая остановка не требует вытаскивания сварочного аппарата. Дима варит, остальные на подхвате. Через некоторое время процедура отрабатывается до автоматизма. Остановились, Дима и Миша - под машины. Далее, чаще всего:"Варим!", через минут аппарат около колеса, стена из "пенки" для защиты от ветра. Молоток, электроды, маска, зажим - наготове. Пищит электрическая дуга, давая надежду, что в результате все будет как надо. Дима вылезает из-под машины, стряхивает снег с комбеза, прыгает за руль и вездеходы мчат дальше. К вечеру мы уже оставили позади место предыдущей ночевки.

26-е марта. Продолжаем сокращать расстояние до Среднего в темпе похоронной процессии. Едем на первой передаче со скоростью 5-6 км/ч, тщательно выбирая дорогу. Водяные ловушки под снегом в самой узкой части пролива Красной Армии удалось аккуратно миновать, пользуясь своим собственным треком на GPS навигаторе. По-прежнему "варимся" через каждые 3 километра, часто по две и по три полуоси за раз. Очень помогают универсальные сильноточные разъемы, которыми оснащены вездеходы на носу и корме. Кроме этого, аккумуляторы так же имеют эти разъемы. Подключение воздушного насоса и сварочного аппарата занимает несколько минут. Выходим из горловины пролива на траверз острова Пионер и останавливаемся на ночевку.

27-е марта. До цели - 66 км по прямой. Все то же неспешное движение. Погода налаживается. Видимость - "больше двадцати". Вдали величественно вырастают очертания громадных ледников острова Октябрьской Революции. Наконец-то чувствуется окружающая перспектива и, временами, невольно ставишь себя на место Ушакова, разглядывающего эту, доселе никому не известную землю, восемьдесят лет назад. Ближе к обеду выходим "из-за угла" острова Пионер и ложимся на прямой курс до Среднего. Постепенно наш путь становиться все извилистее - входим в зону легкого торошения. Невысокие ропаки и надувы несильно тормозили наше движение еще несколько дней назад. Теперь же каждый холмик проходиться с величайшей осторожностью. Несколько километров мучений - и перед нами снова, гладкий как стол припай. К вечеру преодолели 33 км. Заметили интересный факт - полуоси чаще ломаются в первой половине дня. Надо будет подумать над возможными причинами.

28-е марта. Дима заваривает очередные три полуоси, и наши автопоезда выходят на финишную прямую. Здесь главное - не торопиться на последних километрах. Как и раньше, отсюда вездеходы могут выйти только своим ходом и никак иначе. Дорога снова портиться, петляем между невысоких льдин и вечером встаем в 7-ми километрах от острова - в пределах видимости фонарей погранзаставы и ВПП.

29-го марта в обед выезжаем на берег острова Средний в районе заправки. Последняя остановка, осмотр техники. Завариваем последнюю полуось. Через 2,5 км минуем ВПП и подъезжаем к погранзаставе. На заставе новые постояльцы - два экипажа вертолетов Ми-8 и несколько человек группы строительства и обеспечения ледового лагеря "Барнео-2011". Командует сводным отрядом наш давнишний друг, Александр Михайлович Бахметьев. Когда-то в середине 80-х он летал на Ан-2, прилетал и за нами на Северный полюс. Позже, в должности начальника Отдельного Хатангского авиаотряда, он много раз помогал нам в организации и авиаобеспечении наших лыжных экспедиций. Нынешний сезон у команды "Борнео" тоже начинается с серьезных задержек. 5 суток по непогоде просидели в Хатанге. Сейчас уже третий день сидят, вернее, лежат, на Среднем. По планам с 23 марта они уже должны быть на льду и приступить к подбору льдины для ВПП. Ил-76, готовый к десантированию топлива и грузов для лагеря уже более 10 дней находиться в Мурманске в готовности к вылету. От экипажей вертолетов получаем объективную и самую достоверную информацию о ледовой обстановке по нашему планировавшемуся маршруту на материк - с Хатанги они летели на Средний через мыс Челюскина, через пролив Вилькицкого. В проливе совершенно небывалая ситуация - много открытой воды, битый лед. И это в марте месяце. Старожилы такого не помнят. В это время через пролив ходили на тракторах, перевозя грузы на ст. Солнечная. Сегодня в это трудно поверить. Вокруг всего архипелага громадные полыньи. К северо-востоку их размеры достигают десятков, если не больше, километров открытой воды. Припай взломан под самые берега. Остается только поблагодарить провидение, что мы не оказались здесь на наших раненых вездеходах. Все, дотянули. Активная часть экспедиции 2011 года окончена, можно подводить итоги. Но вначале новая непростая задача - выбраться со Среднего вместе с нашей техникой и остальными грузами на Большую землю. Вначале это кажется нереальным. Возможно, это так и есть, но, действуя по принципу, что безвыходных ситуаций не бывает, Чуков берется за "Иридиум". Надеяться, терпеть и ждать: Будем следовать советам великого классика полярных путешествий Руала Амундсена.

Олег Кажарский
Владимир Чуков


 

Разбор полетов

Завершился экспедиционный сезон 2011 года. Следует признать, что результаты его весьма скромные. Заявленный трансарктический переход через Северный полюс в Канаду пришлось прервать и возвратиться в точку старта - на о.Средний. Оснований для принятия такого решения - целый "букет". Можно долго и без натяжек рассказывать об аномальных погодных условиях нынешней арктической зимы: о мартовских оттепелях и дождях на о.Среднем, о более месяца державшихся в феврале и марте ветрах южных направлений, угнавших льды на многие километры от берегов Северной Земли, о взломанных льдах в проливе Вилькицкого, по которому совсем еще недавно ходили санные "поезда" с мыса Челюскина на ст. Солнечную на о.Большевик. Очевидно, что виртуальное глобальное потепление приобретает вполне реальные очертания.

Но, все же, есть причины, зависящие только от нас самих. Мы столкнулись с серьезными техническими проблемами, связанными с конструкторскими и технологическими решениями в ходе выполнения работ по созданию новых вездеходов, которые явились причиной серьезных поломок. Недостаток времени для проведения полномасштабных испытаний вездеходов перед труднейшим ледовым переходом сказался самым серьезным образом.

Некоторые выявляющиеся "проблемы" при первой обкатке вездеходов на острове Среднем удавалось успешно решать "с листа", благо в команде были технически грамотные люди с большим опытом. Однако, на выходе в море Лаптевых, стало ясно, что предпринятые нами отчаянные меры по усилению конструкции, проблемы не решают. Выходить на сложнейший маршрут на "сырой" технике - подвергать риску не только себя, но и саму идею трансполярного перехода. Этого допускать нельзя. О том, каких усилий стоил нам путь назад, на о.Средний, мы писали в своем дневнике.

Вопрос с эвакуацией удалось решить благодаря нашим друзьям на Большой земле. Им удалось-таки найти авиакомпанию, в которой еще сохранился Ан-12 (а их всего 7 шт. на всю Россию), и выполнить полет на о. Средний. Похоже, что в наше время этот полет можно приравнивать чуть ли ни к полету Валерия Чкалова через Северный полюс.

Лишь к майским праздникам основные грузы экспедиции, в том числе и вездеходы, прибыли "на летние квартиры", в Подмосковье. Грузы, предназначавшиеся для доставки на Северный полюс, прибыли в середине мая.

"Разбор полетов" был недолгим: требуется серьезная переработка конструкции вездеходов и прицепов, тщательный пересмотр и минимизация веса всех необходимых экспедиционных грузов, и многое другое. Но главное - формирование состава участников, для которых экспедиция должна стать основной целью на ближайшие годы. Для участия в экспедиции мы планируем пригласить тех, кто влюблен в Арктику, имеет необходимый опыт походной жизни, может профессионально решать порученные вопросы как в ходе подготовки экспедиции, так и на маршруте, и умеет действовать в команде.

Не смотря ни на что, мы считаем, что сезон 2011 был крайне полезным для нас. Нынешний состав экспедиции убедился, насколько непредсказуема и своенравна Арктика и во что может обернуться любая "мелочь", на которую перед стартом не обратили внимания или "не хватило времени". Мы благодарны всем, кто помогал нам, кто поддерживал и следил за событиями, происходившими на о.Среднем нынешней весной. Особая благодарность Управлению авиации ФСБ, МЧС РФ и нашим спонсорам, которые верили в нас, а сегодня подтвердили свою готовность продолжать сотрудничество. "Полярное кольцо" продолжается. Мы начинаем подготовку к новой экспедиции! Будем держать вас в курсе.

Владимир Чуков


 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.