Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Дневник экспедиции "Полярное Кольцо", 2011 год.

9 мая 2013
2 марта 2011 г.

Намеченный вчера вылет из Воркуты состоялся. Два самолета благополучно доставили путешественников и технику на о. Средний. Сейчас главная задача - как можно быстрее собрать вездеходы и выйти на точку старта. Слишком много упущено времени на ожидание погоды в Воркуте. Три-пять дней - рекордно малый срок, который дали себе механики экспедиционной группы на сборку вездеходов. Нет времени на связь с Большой землей. Работа кипит.

 

2-3 марта 2011 г.

Утром 2-го марта погода случайно оказывается летной, как минимум, в трех авиационных точках: в г. Воркуте, на острове Средний и на одном из запасных аэродромов. Экипажи выдвигаются к бортам в 7 часов по местному времени. Мы успеваем навестить столовую и даже захватить «сухой паек» для летчиков с собой в аэропорт. В очередной раз загружаемся на «апельсин», который доставляет нас к самолетам. Подготовка к полету в самом разгаре: «воздухогрейки» уже оживили заиндевевшие внутренности АН-72-х, техники бегают по крыльям и поливают из ведер закрылки жидкостью «Арктика». Видимость постепенно ухудшается, начинает задувать. Летчики торопятся с вылетом – долгое сидение на 67-й параллели тягостно действует не только на нашу команду.

Короткий разбег по взлетно-посадочной полосе – и мы, наконец-то в воздухе, на пути к точке старта. В воздухе отметили очередной этап экспедиции, продолжили разбор снаряжения, доклеили логотипы наших спонсоров на технику.

Через 3 часа после взлета АН-72-й начинает снижение. Под нами – льды Карского моря. С такой высоты они обманчиво кажутся ровными белыми полями с тоненькими прожилками разводий. Пройдя над островом один раз самолет мчится над заснеженной ВПП. Вот первое касание земли. Полоса немного неровная, поэтому подпрыгиваем и на миг зависаем в воздухе. Снова касание и реверс. Приземлились.

У трапа нас встречает команда Красноярского МЧС, прилетевшая на остров десять дней назад. В программе у спасателей – короткие учения в условиях Крайнего Севера, а так же помощь нашей группе на этапе подготовки к выходу на маршрут. Сообща разгружаем сначала один самолет, а затем – и второй, приземлившийся на 20 минут позднее. Без особых проблем вручную выкатываем по открытым рампам вездеходы. Подвеска у машин снята (иначе они не поместились бы в АН-72-й). Поэтому с помощью «Тайги» оттаскиваем технику в теплый бокс.

Вечером – размещение «на постой» и торжественный ужин c МЧС-никами в честь долгожданной встречи.

 

3-7 марта 2011 г.

После завтрака 3-го числа вся команда выдвинулась в направлении гаража, где нашли приют наши вездеходы. Более близкое знакомство с этим гаражом показало, что в нем почти что нет отопления – батареи разморожены и только одна еле-еле теплится. Однако, как показали последующие дни, температура в нашем боксе держится в районе минус 7-8 градусов по Цельсию, если нет сильного ветра.

Команда МЧС тоже подтянулась к машинам, чтобы помочь нам собрать четыре прицепа и оставшиеся четырнадцать колёс. Для нас это огромная помощь. Максим возглавил сборку прицепов, а Михаил – шиномонтаж и работа закипела. Мы же приступили к сборке самих вездеходов – необходимо обратно установить подвеску машин, навесное оборудование, уложить утеплительные коврики и т.д. - работы хватает всем и день пролетает незаметно.

День пока что короток. Вечером ветер стихает, и небо над нами залито всполохами полярного сияния. Морозно, -35 градусов.

4 марта улетает команда МЧС а вместе с ними и Максим, «последний из могикан» нашей команды поддержки. Для нас это очень ощутимая потеря - когда-то это должно было случиться, но хотелось бы попозже. Самолёт МЧС АН-74, носящий имя Георгия Байдукова, прибыл после обеда, и наши помощники грузятся в самолёт. Вместе с ними уезжает из бокса и тепловая пушка… Последний групповой снимок на память и рампа самолёта закрывается. Погода не балует – сильная позёмка и полосу еле видно в ста метрах. Однако самолёт МЧС удаляется в другой конец взлётной полосы, и через 19 минут мы уже видим его пролетающим над нами курсом на материк. Немного грустные мы возвращаемся к нашему «железу».

Следующие три дня продолжаем готовить снаряжение и машины. Первая машина, которую Дима почему-то называет «второй», выезжает из бокса и отправляется в первый «поход» по Северной Земле. За рулем – автор, Саша Борисевич. Маршрут прост – меньше километра до погранзаставы и обратно. Но результатом какого же громадного труда на протяжении последних лет стала эта первая «вылазка»!

Теперь в боксе освободилось достаточно места для монтажа подвески и на вторую машину и ее окончательной доводки. Олег и Михаил «колдуют» над электропроводкой, Владимир Семёнович налаживает спальные и сидячие места, Дима и Саша – «боги» всей механической части. Ещё пара-тройка дней и наш караван должен двинуться в путь. Уж скорей бы. Погода переменчива. 6-го с утра за окном – минус 40 градусов, а под вечер уже ближе к тридцати. Сегодня вообще – около 26-ти.

КОманда МЧС и Арктики у самолета

Еще одна неделя экспедиции. Много чего случилось за эти дни: Однако, обо всем - по порядку.

 

8-15 марта 2011 г.

Международный женский день отметили - как и полагается в наших условиях - ударным трудом. Чтобы обеспечить авиационную доставку техники на о. Средний, вездеходы и прицепы пришлось существенно разукомплектовать - снять колеса, всю подвеску, многое из навесного оборудования. Обратный, созидательный процесс за Полярным кругом, хотя и производимый в крытом боксе, требует в разы больших сил и времени. Как ни готовься к такой экспедиции в средних широтах, а все ж таки окончательную укладку снаряжения, размещение груза на прицепах, обкатку "автопоездов" нужно завершать в реальных условиях эксплуатации при низких температурах, на сложном рельефе.

Вечером присоединились к праздничному столу, организованному пограничниками для прекрасной половины человечества. Да, и на этом краю Земли есть "декабристки", последовавшие за своими мужьями в полярную ночь, быстро сменяющуюся сейчас на полярный день.

Через день первый вездеход выезжает из бокса и делает пробный маршрут до ближних "бочек" и обратно. Начало положено! Сосредотачиваемся на второй машине. Здесь работы больше. Уже при перевозке "вылезли" некоторые заводские дефекты, которые предстоит оперативно устранить. Пока наиболее серьезный - небольшая трещина в сварном шве алюминиевого топливного бака. Однако через эту трещину довольно бодро уходит солярка и стандартные подручные методы устранения такой течи (мыло, резиновая "заплатка" и т.д.) в наших условиях не работают.

Надо сказать, что остров Средний, как и многие другие северные "населенные" острова, представляет собой музей-свалку техники и всевозможных железяк под открытым небом. Большая часть всего этого добра скрыта под снегом, но многое все же торчит из-под сугробов или выглядывает из черных глазниц полуразрушенных строений. Недолгие поиски в сумерках полярного вечера дали положительный результат - удалось обнаружить два вместительных топливных бака, бывших когда-то новыми, но так и не дождавшихся настоящей работы. Один из них разместился в корме вездехода, а второй - навьючен в обоз как ЗИП.

Вскоре и второй вездеход покидает гараж, уступая место прицепам. Погода сильно портиться. Давление вместе с температурой резко идут вверх. Почти трое суток дует крепкая низовка, видимость - несколько десятков метров, дальше все тонет в молоке снежных зарядов. Хождение от коек до бокса и обратно превращается в самостоятельное путешествие.

Работа над прицепами подходит к концу. Остаются мелочи, до которых не дошли руки в Москве. Неожиданно случается крупная неприятность: при переваливании через невысокий надув у одной из машин ломается одна средняя полуось. Поломка, вроде и "штатная", даже для джиперских покатушек; у нас в наличии есть запасные полуоси. Однако внимательный анализ показал, что дело тут в заводском дефекте при изготовлении всей партии этих деталей, поэтому "здоровье" остальных полуосей начало вызывать очень серьезные опасения. Конструкция этого узла разрабатывалась, в том числе, и с учетом минимального веса, поэтому кардинально "подлечить" полуоси в поле не представлялось возможным. После некоторых раздумий было найдено временное решение - заварить внутрь полых осей усиливающие прутки необходимого диаметра. Найти и обработать необходимый профиль на острове - дело сильно не простое. И здесь нам неоценимую помощь оказали механики погранзаставы и работники полярной станции острова Голомяный - Игорь Лутченко и Анатолий Омельченко.

Работоспособность Димы Кутало и Саши Борисевича просто поражает. Час за часом, день за днем они гнут, пилят, варят железо, отлаживают механику, ведут порой неравную борьбу с холодом, отсутствием хитрого крепежа: Поистине, механик в подобной экспедиции - человек незаменимый. Не отстает от них и Сергей Фенев, со знанием дела берущийся практически за любую "железную" работу и доводящий ее до логического конца. Сказывается богатый жизненный опыт, накопленный в северных краях.

Однако на этом наши неприятности не заканчиваются, а похоже наоборот - только начинаются. Чем-то мы прогневали Снежную Королеву, и она с дьявольской изобретательностью начинает расставлять ловушки на нашем пути к цели. Вдруг один за другим сгорели оба инвертора 12/220, хотя в Москве были
испытаны и показали нормальную работоспособность. Третий инвертор, собранный из останков двух первых, продержался несколько дольше, но, в конце концов, отправился следом. Низкие температуры и северное сияние, конечно же, страшная сила, но главная причина не в этом. Основная причина - откровенная халтура, "благодаря" чему инверторы превратились в разовое электрооборудование. Остаться без электроинструмента на маршруте - событие, хотя и не смертельное (есть ручные "помощники"), но все же, крайне неприятное.

Очередное событие только укрепляет наше мнение о качестве современного электрооборудования. Один за другим выходят выключатели массы на обоих вездеходах. Их у нас по 4 на машину, плюс 3 в запасе. Вскрытие показало, что для этих "муляжей" даже 3-4 успешных включения - невероятная удача. Спасает все тот же арктический "музей" техники под открытым небом. В кабинах давно истлевших тягачей и прочей техники "двойного назначения" великолепные выключатели массы 70-80-х годов с надежными посеребренными контактами, которые смогут работать еще не один десяток лет. Однако сегодня, в XXI веке, делать их уже разучились.

На этом фоне курьезным представляется процесс кипячения чистейшего спирта-ректификата нашим доктором и зав. хозяйственной частью Мишкой Гланом. Сложилось так, что пластиковые бутылки с водой и "лекарством" оказались рядом в обеденный перерыв. Для заливки в чайник была выбрана ближайшая, не с водой. Поразительно быстро закипевшую жидкость успели разлить в термос и заправить чайник по новой. До разведения этой жидкостью лапши, однако, дело не дошло - вновь прибывшие без хронического насморка почувствовали характерный запах и остановили сей затратный и небезопасный процесс. Однако свои прямые обязанности "полкового доктора" Михаил выполняет на "отлично": раздает пилюли, вытаскивает из глаз залетевшую туда окалину из-под болгарки, даже бинтует переломы пальцев местным жителям.

Вечером 13-го марта "умер" жесткий диск основного бортового компьютера, выполняющего задачи навигации, автоматического позиционирования и связи с "большой землей". Последние пару экспедиций этот компьютер служил нам безупречно, и вот пал под ударом той же коварной северной дамы (см. выше). В очередной раз констатируем, что дело не смертельное, есть резервный компьютер. Он хотя и другого класса, но основные задачи решать может. К тому же раньше путешественники успешно обходились безо всяких этих "хохоряшек".

14-го марта практически собрались для выхода со Среднего. В планах было дойти автопоездами до острова Голомяный, завершить там ремонтные работы и принять баню. С утра посетили знаменательное место, дорогое сердцу не только каждого настоящего полярника, но и просто любого неравнодушного к истории отечественной Арктики - избушку-музей экспедиции Ушакова. Среди окружающей разрухи этот островок прошлого как-то по-особому внушает надежду, что все еще поправиться и будет по уму.

Планам не суждено было сбыться - в очередной раз рассмешили Бога. Начало движения одного из автопоездов совпало с новой поломкой: на одном из тяжелых режимов движения погнулась консоль промежуточного редуктора и цепь стала проскакивать на звездочке. Какого рода этот дефект - заводской или конструктивный - еще предстоит выяснить, а сегодняшний день 15-го марта посвящен ремонту данного узла сразу на обеих машинах, чтобы не ждать очередной поломки.

Между тем из Питера вот уже который день поступает неутешительная информация о ледовой обстановке к северу и северо-востоку от о. Комсомолец: заприпайная полынья тянется вдоль всего северного и восточного берега острова и достигает ширины от 3 до 5 миль. Ситуация крайне напряженная. На днях начинает работать авиация по развертыванию полюсной базы "Барнео". Через пару недель намечена заброска наших грузов для пути от полюса до Канады, а мы все еще находимся на о. Среднем.

Вездеход Полюс

Сергей Фенев

Мемориальная доска на домике Ушакова

Групповое фото в домике Ушакова

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.