Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Таймырские рассказы. Рассказ второй - «Дуглас»

30 октября 2015
23 октября 1953 года, в районе истоков реки Шайтан, то есть в 120 километрах к юго-западу от места аварии «Дугласа», охотником колхоза имени Калинина Авамского района Сахатиным (запомните фамилию!) Филиппом Николаевичем был обнаружен скелет. А при нем документы: партийный билет и свидетельство пилота на имя Тюрикова, и его записная книжка. Следы остальных восьми человек не найдены до сих пор.Пожалуй, надо остановиться и попробовать, если и не ответить, то хотя бы систематизировать лавинообразно возникающие вопросы и даже тайны, всплывающие тут и там по мере рассказа этой истории.

- Что за рейс такой выполнял этот «Дуглас», на котором, в далеком заснеженном Таймыре оказалось как минимум 28 (или 34) пассажиров, среди которых были женщины и дети? Куда, откуда и зачем он летел? Кому принадлежал?
- Откуда на Крайнем Севере в 1947 году американский пассажирский самолет?
- И вообще, что за зверь такой, этот «Дуглас», севший без потерь посреди таймырской тундры? Причем не единичный экземпляр, - только Писмарев перегнал таких 14 штук?
- Что за трасса такая, Аляска – Сибирь, на которой работали в годы войны все пропавшие члены экипажа самолета? И где эти таинственные Фербенкс и Уэлькаль, между которыми целых 1496 воздушных километров, и чем они так важны, что надо их соединять авиатрассой?
- И что, в конце концов, произошло с самолетом в воздухе, что заставило командира Тюрикова сажать его с пассажирами посреди ледяной пустыни?
- И что заставило Тюрикова оставить пассажиров на второго пилота и уйти на поиски помощи? Почему (судя по месту найденных останков) уйти не туда? Что стало с остальной ушедшей группой?
- И кто были те трое, кого заметил бортмеханик Шатрова Голутвин, и как они оказались в 5-7 километрах от самолета?

На какие-то вопросы ответов нет, на какие-то мы, возможно, дадим ответы, которые поставят новые вопросы. Впрочем, это, наверное, и есть то, что называется тайной…

 

Впрочем, на один вопрос мы ответим сразу. Зачем мы ищем этот «Дуглас». Зачем его ищет Экспедиционный центр Русского географического общества в Сибирском федеральном округе нам понятно – его штаб-квартира находится в Красноярске, одном из конечных пунктов трассы Аляска – Сибирь. Так что поиск этого «Дугласа» - дань памяти, дань уважения всем, работавшим на ней, в том числе и всем тем «Дугласам», поставленным по ней из Америки, и тем летчикам, что это делали с 42-го по 45-й. А зачем его ищет Слава Сахатин, директор Волочанской дизельки (из первого Таймырского рассказа – «Волочанка-Сити») теперь понятно по фамилии, означающей его принадлежность к одному из небольшого количества нганасанских родов. Как и охотника Филиппа Николаевича из 23 октября 1959 года…

23 апреля 2015 года мы стоим на площадке перед зданием Дудинского аэропорта.

(Слушайте, а может, это тоже тайна? Или просто игра цифр? Катастрофа Дугласа – 23 апреля 1947-го. Сахатин находит тело Тюрикова 23 октября 1953-го. Сегодня – снова 23-е, снова апреля. Только 2015-го). Дудинский аэропорт – это вертолетная площадка, обслуживающая рейсы Ми-8, связывающие столицу Таймыра, Дудинку, с окрестными поселками, в том числе с Усть-Авамом и Волочанкой. А стоим мы потому, что только что пришел борт, который вертолетчики должны принять и обслужить, поэтому нам надо подождать, пока они освободятся. А зачем ждать в тесном стареньком аэровокзальчике, когда такой весенний простор на улице? Вот, пока мы ждем, к нам и подходит Слава. Этот диалог я приводил уже в рассказе «Волочанка-Сити», но там он о топливе был. А сейчас я его снова приведу. Только теперь он будет о «Дугласе».

« - Я из Волочанки. Начальник дизельки. Тебя же по-любому заправлять надо?
- Конечно. Только смотря почём. А то в Аваме заправлюсь, - начал я торговаться, но был прерван смешком.
- В Авам знаешь, как солярку завозят? По зимникам. Она там по 137 рублей. А у меня – навигацией. 45. Я тебе из своей отдам. И, да… Я слышал, вы «Дуглас» искать будете?
- Да, есть такая задачка…
- Есть бумага? Пиши. – И Слава диктует мне координаты. - Это координаты зимовий. Станков, как ты говоришь. Там были поселки в советское время. Там осталась солярка. В бочках. Сам посмотришь, в каких. В каждой точке, что я тебе даю, есть солярка. Возьми, сколько тебе нужно. А «Дуглас» найдете – дай координаты.
- Спасибо тебе, - говорю я и накладываю Славины координаты на курс партии Бегичева. Ну, точно по курсу. Значит, и отсюда, из Дудинки, и из Волочанки, соляру можно будет брать по-минимуму, а грузоподъемность вездехода использовать для транспортировки бензина для Витиного самолета. Хорошо получилось. - Спасибо, Слав».

На Витином мобильнике раздается звонок.

«Мы освободились, подходите!», - это Шамиль Шафигуллович Абдурахманов, начальник вертолетной площадки Дудинка. Ему мы и задаем вопросы о координатах – ну, не может такого быть, чтобы никто их не знал – вертолетчики, это мы тоже знаем, там бывали, и не раз.Шамиль Шафигуллович внимательно нас выслушивает и приглашает ребят из только что приземлившегося экипажа. А огромный стол посреди кают-компании занимает пожелтевшая авиационная карта. Прилетевший экипаж в начале восьмидесятых выполнял как раз в районе катастрофы «Дугласа» тотальную съемку; садились они, в том числе, и непосредственно у «Дугласа». Летчики смотрят на разложенные карты, недоверчиво косятся на километровку в моем ноутбуке и снова начинают «ползать» по бумажной карте, тщательно высматривая там названия урочищ и рек…

- Тридцать лет прошло… Да, садились у «Дугласа». Даже облазили его. Вот он – высотомер снял, исправный был. Но мы там 200 взлетов-посадок выполнили, так что не вспомнить точно. Где-то в этом квадрате, - показывают они огромную территорию, несколько сдвинутую относительно рисунка Аношко, но не меньшую по размерам.Это тоже загадка таймырского «Дугласа» - сколько раз около него были люди – лётчики, поисковики, оленеводы… Даже государственная комиссия. Но нет координат его, хоть ты тресни. Нету.

Продолжение следует...

Василий Киреев

Страницы: 1 2 3

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.