Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Таймырские рассказы. Рассказ второй - «Дуглас»

30 октября 2015
Экипажу Владимира Васильевича Малькова, на таком же, только обутом в лыжи «Дугласе», уже не составило труда по координатам Шатрова найти аварийный «Дуглас» во второй раз, 13 мая 1947 года, а штурман экипажа Иван Кухарь смог подобрать место посадки вплотную к аварийному самолету. «Сколько было радостных слез! Незнакомые люди обнимали и целовали своих спасителей. Обросшие мужчины, заплаканные женщины и дети. “Чуть самого слеза не прошибла от такой сцены», — рассказывал мне Владимир Васильевич» (из той же книги).

Экипаж Малькова вывез всех – все 28 человек – живых и практически здоровых (немного обмороженных рук и щёк, в основном у детей), проживших 20 дней в зимней тундре. Самолет сел на лёд замерзшего озера в четырех километрах от Волочанки, откуда его пассажиров на нартах вывезли местные жители… Всех, кроме экипажа самолета и еще шестерых пассажиров, ушедших через три дня (по другим сведениям, через неделю). Впрочем, сведения разнятся не только по датам самой катастрофы и ухода части экипажа от самолета, но и по количеству пассажиров, как ушедших, так и оставшихся. В одном из источников, впрочем, указано, что на борту находилось до шести «пушистых зайцев» - безбилетников; но в те времена это не считалось криминалом – охота за «зайцами» в авиации началась уже в пятидесятых.

Поиски продолжались – самолет Малькова забрал лишь тех, кто остался у аварийного «Дугласа». Судьба же ушедших, включая командира экипажа, опытнейшего Максима Дмитриевича Тюрикова, 35-летнего летчика, прослужившего всю войну на перегонной трассе Аляска-Сибирь, как и пришедшего с той же трассы в гражданскую авиацию 33-летнего бортмеханика Виктора Ананьевича Писмарева, была по-прежнему неизвестна. Сохранилась служебная характеристика Писмарева от 11 февраля 1945 года: «…В дивизии со дня формирования. Большей частью выполнял задания по переброске импортного груза и в обратных направлениях по доставке экипажей перегонщиков. Совершил 330 рейсов и перегнал 14 самолетов С-47 на участке трассы Фербенкс - Уэлькаль, протяженностью 1 496 км без летных происшествий. На трассе налетал 1 715 часов. Приобрел хороший практический опыт эксплуатации материальной части в суровых климатических условиях севера при температурах зимой –40 –50С…» С командиром и бортмехаником за помощью ушел и третий член экипажа - 34-летний бортрадист Алексей Дмитриевич Смирнов. Он тоже из перегонщиков, летал в Енисейской авиагруппе на гидросамолётах Г-1 и Г-2. С 1942 года – бортрадист 8 транспортного авиаполка, работал на трассе от Фербенкса в США до Красноярска и на трассе Красноярск – Новосибирск – Омск – Свердловск – Казань – Москва. В некоторых источниках упомянут еще один член экипажа – механик Шехаданов Н. В., но о его судьбе – ушел ли он с командиром, или остался со вторым пилотом Сергеем Аношко – нам не известно. Забегая вперед – Сергей Лукьянович Аношко стал впоследствии командиром Ли-2 и прослужил в авиации до 1959 года, налетав более миллиона километров по трассам Красноярского края.

А ушедшую группу Тюрикова искали и с воздуха – с 12 мая по 10 июня самолеты Малькова и Шатрова налетали 142 часа, а 18 июня к поискам подключился экипаж самолета МП-7. Искали Тюрикова и с земли – были «мобилизованы» около 30 упряжек оленей местных жителей – но результата не было. 21 июня поиски были приостановлены из-за массового таяния снега в тундре (что всегда приводит в негодность и полосы такого типа, как в Волочанке, аэродромов). Последняя попытка найти Тюрикова была предпринята с земли, когда 5 августа в квадрат поиска была отправлена группа с радиостанцией.

1 октября 1947 года поиски были прекращены.

Выписка из приказа командира 26 ТАО КУГВФ от 22.10.1947 г. № 71 г.Красноярск:

«С 1 октября 1947 г. исключить из списков личного состава 26 ТАО пропавших без вести 12 мая 1947 г. при аварии самолета С-47 № Л-1204:
1. командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича
2. бортрадиста Смирнова Алексея Дмитриевича
3. бортмеханика Писмарева Виктора Ананьевича
Основание: приказ начальника КУГВФ № 0103 от 1.10.1947.
Командир 26 ТАО Ползунов».

Страницы: 1 2 3

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.