Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Таймырские рассказы. Рассказ второй - "Дуглас", продолжение

30 октября 2015
Катастрофа

То, что на правом моторе не работает генератор, Тюриков, скорее всего, знал. Собственно, дублирование функций на «Дугласе» было уже принято, генератор на левом моторе работал исправно, поэтому, придя 22 апреля из Красноярска на Косистый в 16:25, экипаж сразу берет на борт 852 килограмма грузов для Нордвикстроя (Дудинка) и пассажиров, 26 (о «зайцах» помним) взрослых и троих детей. В 19:20 борт взлетает с Косистого в Дудинку. Погода для взлета нормальная – 1000 м облачность, 1000 метров видимость, но давление быстро падает. Уже через несколько минут полета начинает резко падать давление масла в левом двигателе и расти его температура. Погода на Косистом не позволяет Тюрикову вернуться, и он принимает решение лететь дальше, запросив погоду Хатанги. Через 38 минут полета давление масла падает до нуля, Тюриков выключает левый мотор и продолжает полет на одном правом. На котором не работает генератор, поэтому быстро севшие аккумуляторы оставляют самолет без связи. А отключенный мотор не переходит в режим «флюгера», в связи с чем начинает сильно греться работающий мотор.

Самолет в таком состоянии, без связи, (последний сеанс 21:30), в условиях плохой погоды идет вслепую на Хатангу… и по истечении расчетного времени не находит ее, после чего берет новый курс – на Волочанку. Но в условиях ухудшающейся погоды попадает в зону обледенения, для выхода из нее меняет курс и, пройдя 15 минут, выходит в район хорошей погоды. Но теперь не может точно определить свое местоположение. Из-за сильного перегрева правого мотора Тюриков принимает решение садиться в тундре с выпущенными шасси. Посадка производится на полутораметровый слой снега, проходит успешно, только в конце пробега самолет застревает в снегу и, скапотировав (встав на нос), цепляет винтами за снег и срывает левый двигатель с рамы, после чего встает обратно на шасси.

Первые дни Тюриков, организовав быт, пытается переставить генератор с заклинившего и сорванного левого мотора на работавший до посадки правый с тем, чтобы запитать радиостанцию, но запустить мотор ему не удается.

Говорят, Тюриков успокаивает пассажиров как может – он-то точно знает, что самолет будут искать и, в конце концов, найдут, но через 4 (7?) дней не выдерживает натиска требующих действовать и обескураженных неудачной попыткой восстановить связь пассажиров, и уходит вместе с экипажем и несколькими пассажирами за помощью. Учитывая, что свое местоположение он определил неправильно, уходит в никуда.

Тюриков Максим Дмитриевич

Потом, когда кончатся продукты, еще трое попробуют уйти. Может, как они говорят, чтобы попытаться дойти до реки и наловить рыбы. Слава Богу, самолет Шатрова покачал над ними крыльями.

4 мая 2015

Даже не верится, что вчера мела пурга, и в низовой поземке иногда не видно было носа вездехода. И что вчера порывы ветра сдували нас с ног, вырывая из рук все, что там ненароком оказалось, включая инструменты. И что Витя не мог вылететь из Крестов… Сегодня с утра светит яркое солнце, подчеркивая неестественную, после вчерашнего воя пурги и свиста ветра, тишину. Виктор вылетел, сейчас мы его примем на льду озера

и попробуем нарисовать маршрут поиска «Дугласа». Закрадывается предательская мыслишка, что принятое вчера решение завершить в этой точке наземную часть экспедиции можно бы и пересмотреть. Но нет. Решение принято, оно окончательно, поскольку стук в трансмиссии явным образом говорит о поломке цепи. Нет, аппарат не обездвижен; Димон покопался и удалил поломанное звено, так что можно аккуратно идти. Но только в сторону жилья, а не наоборот. Еще вчера мы договорились, что, приняв Витю, мы попробуем с воздуха найти «Дуглас», после чего он доставит меня в Волочанку, а сам пойдет в сторону Соп.Карги на Енисее, а вездеход его заправит, постоит «на стрёме», а потом «широким галсом» пойдет на Кресты – Талнах. А Витя –  дальше на Диксон. Вон он – желтое пятно в небе появляется одновременно с лёгким стрекотом.

13:20. Сверившись с нашими картами и схемами, Виктор уходит в сторону предполагаемого места аварии. Мы постоянно на связи. Несколько точек очень подходят под описание, Виктор просматривает их одну за другой – нет. Как у Шатрова – словно сквозь землю провалился. Олежка нервничает, перебирая раз за разом ориентиры. Уже несколько часов Виктор в воздухе…

- Если бы искал место для посадки… - Олежка снова в компьютерных картах, на капоте разложены бумажные карты и схема Аношко, - ты бы как поступил? – и, не дожидаясь ответа, - пошел бы прочь от гор. Туда где ровнее. А что мы тут на озерах в горах смотрим?

И, словно приняв решение садится с неработающим левым и перегретым правым, без генератора и связи, берет в руки тангетку рации.

- Самолёт, ответь вездеходу. Дай координаты.

Через 30 секунд:

- Возьми на запад. Пройди километров 20. Говори, что видишь…

Время замирает. Кажется, радиоволны сами колеблются внутри громкоговорителя рации, готовые выплеснуться наружу в ожидании чего-то важного.

18:20. Виктор спокойно и уверенно -

- Ребята, а я его вижу.

А потом уже, как и написано в тексте он-лайна

- Мы нашли его! Ура!!!

 

Василий Киреев

Страницы: 1 2 3

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.