Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Таймырские рассказы. Рассказ второй - "Дуглас", продолжение

30 октября 2015
Ленд-лиз. Красноярская Воздушная Трасса (Трасса Аляска – Сибирь)

Вот теперь и настало время порассуждать о том, что за этапы были в начале жизненного пути этого борта, с момента его рождения в Калифорнии.

Мне кажется, что одним из самых противных человеческих пороков является неблагодарность вообще, а конкретно – когда мы начинаем рассуждать о незначительности вклада тушенкой в дело Победы. Конечно же, ленд-лиз - не только тушенка. Снаряды и порох – в первую очередь. Стальной лист и топливо. Машины и паровозы, рельсы и самолеты. Хотя и за тушенку с яичным порошком – тоже спасибо. Всего на 11 миллиардов долларов в тех ценах (160 млрд примерно в нынешних). И, конечно же, мы не будем преувеличивать значение ленд-лиза. Нет, наверное, смысла рассуждать на тему победили бы мы в войне без этой помощи. Конечно, победили бы. Но и приуменьшать – тоже не стоит. Я думаю, победили бы на пару лет позже. Я думаю, потеряв еще изрядное количество человеческих жизней… Сами американцы об этом писали тогда так: «[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно». Так что, в каком-то смысле, программа ленд-лиза была материально выгодна и США, хотя, конечно же, не была коммерческой – СССР (потом Россия) расплатились по ленд-лизу к 2006-му, выплатив в итоге 722 млн.

А вообще, «ленд-лиз» – это закон, принятый Конгрессом США 11 марта 1941-го и предусматривавший поставки союзникам оружия, боеприпасов, военной техники, стратегического сырья (включая металл и нефтепродукты) на условиях:
- поставленное вооружение, боеприпасы и другая военная продукция, использованная в боевых действиях (снаряды, топливо) или уничтоженная в результате боевых действий, а также любая техника, утраченная - оплате не подлежит;
- техника, оставшаяся после войны и пригодная для гражданских целей, подлежит оплате (полной или частичной, по согласованию с США) из средств беспроцентных долгосрочных займов, выделяемых США на эти цели;
- пригодная для использования по окончании войны техника должна быть возвращена в США, если США этого потребовали.

Вот такая вот коммерция.

А еще мы почему-то думаем, что ленд-лиз – это караваны, идущие через Северную Атлантику в Архангельск или Мурманск. Да, это так. Процентов на 20. Основная часть – половина всего ленд-лиза – это Тихоокеанский маршрут, с Западного побережья США во Владивосток (ещё Магадан и Петропавловск-Камчатский). Только у СССР не было тогда там соответствующего флота, поэтому вместе с продукцией поставлялись суда – сухогрузы класса «Либерти». «Либерти» - это особое судно, сыгравшее, наверное, роль в Войне, сравнимую с танком Т-34. Но это другая история… Кстати, во время Карибского кризиса оружие на Кубу доставили, в том числе, пять судов «Либерти», оставшихся от союзнических поставок. Но это так, штрих.
А потом, вместе с «Либерти» - паровозы, вагоны, рельсы, поскольку и тушенку тоже надо было как-то везти…

Второй по объему поток шел через Иран, для чего… Иран был оккупирован Британией (юг) и СССР (север), а по оккупированной территории проложена железная дорога, реконструированы порты в Персидском Заливе и на Каспии, и по это трассе пошли топливо и сталь, алюминий и даже нефтеперегонные заводы. Но нам интересен сейчас четвертый мост ленд-лиза, воздушный. Красноярская воздушная трасса, или трасса «Аляска-Сибирь» (АлСиб), или «Сталинская трасса».

Сталинская, потому что Сталин приказал – и за 10 месяцев между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были построены или реконструированы 16 аэродромов (всего потом 26). Материалы и оборудование завозилось из США морским путем и далее по Лене.

Трасса работала так – в Фербенксе (Аляска) самолеты передавались из ВВС США в ВВС Красной Армии, откуда их перегоняли, сменяя последовательно друг друга, летчики Перегоночной Авиационной Дивизии, состоявшей из Перегоночных авиационных полков, обслуживавших конкретные участки трассы между точками смены экипажей (всего было пять таких участков). Попав в конечную точку трассы – Красноярск, бомбардировщики продолжали путь своим ходом на Запад, а истребители разбирали и грузили в эшелоны. Кстати, об истребителях. Легендарный советский ас, трижды Герой Советского Союза Покрышкин летал на «Аэрокобре» - просто ремарка.

Для возврата экипажей в точку старта использовались транспортные «Дугласы». «Вспоминает Петр Федотович Скобун, иркутянин, ветеран перегоночной трассы Аляска — Сибирь, бортмеханик С-47: «...Я с этим самолетом разговаривал, как с человеком. Никогда не пил, не курил, и каждую свободную минутку — где тряпочкой протру, где гаечку затяну. И за всю мою летную жизнь ни одной аварии у меня не было... Самолет грели всю ночь: морозы были сильные. Взлетаем из Якутска еще по темноте, при звездах. До Киренска 5 часов 30 минут лету. По дороге, уже засветло, нас обгоняют истребители — у них скорость большая. Здороваемся по радио. Прилетаем в Киренск, а перегонщики уже сдали машины, пообедали и нас ждут. Мы заправляемся и везем их домой — в Якутск: снова пять с половиной часов. Они сразу — парашюты под голову и спать — в салоне-то тепло. Прилетаем затемно. Они — ужинать и спать. А нам опять всю ночь машину к раннему вылету готовить надо. И каждый день — по 11 часов в воздухе. Да еще 10 дней подряд! Это же 110 часов — такой налет тогда требовался курсантам на ускоренных выпусках авиашкол. И ведь мы до того налетались, что однажды говорим командиру: «Сил нет, дай хоть немного отдохнуть!» Он подумал: «Ладно, — говорит, — день даю — отсыпайтесь». А как отсыпаться, если самолет всю ночь прогрева требует? Так и летали...».(Михаил Денискин. История одного «Дугласа»).

По пути из США «Дугласы» брали «попутный груз», что было дополнением к основной задаче этого моста ленд-лиза – доставки самолетов. Вот, на такой трассе и работал «наш» «Дуглас», и все члены его экипажа, включая командира. А после войны «Дугласы» приобрели гражданские специальности – некоторые стали самолетами ледовой разведки, а некоторые попали в «Аэрофлот» и стали выполнять регулярные рейсы.

Страницы: 1 2 3

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.