К 25 ноября вездеход подошел к озеру Баржевое - непосредственной зоне Авамского Волока на Таймыре.
Путь вездехода на 25 ноября
Зона Авамского (Таймырского) волока
Баржевое озеро – первый «указатель» в цепочке дорожных знаков 17 века, расставленных на пути с Енисея к Лене. Этот путь продолжал дальше на восток знаменитый Мангазейский Ход – поморское движение «Встречь солнца», одну из веток которого прошла только что экспедиция РГО и нашего центра. За Мангазеей путь по притокам Таза ( есть несколько вариантов – Русской рекой и волоком в реку Лодочную – приток енисейской Большой Хеты, или Момчиком и волоком в Русскую (Туруханскую) реку в Турухан, или Парусовой рекой и волоком через Парусовые озера в Туруханскую Блудную) шел в Енисей, образуя поморский Енисейский Ход. Из Енисея поморы попадали по реке Дудинке и речкам Боганиде и Болгохтоху к волоку в реку Вологочан – приток озера Пясино, из которого берет начало речка Пясина, которую поморы на свой лад прозвали Пясидой. Когда это было нам неизвестно, но во всяком случая задолго до «Кондрашки Курочкина, двинянина со товарищи», прошедшего в 1610-м рекой Пясиной до ее устья и впервые документально зафиксировавшего этот факт.
Здесь, в самом центре Таймыра, где сейчас стоит наш вездеход, сходятся Пясина и Таймырская Хета (в отличие от Енисейской, что с притоком Лодочной); последняя же, сливаясь с Котуем, и образует реку Хатангу, а в месте слияния стоит Хетское зимовье – современное село Хатанга. Именно таким путем в Хетское зимовье пришел в 1628 году из Мангазеи Ерофей Хабаров.
Таймырские волоки – удивительная веха в истории освоения дальних земель. Путь по Северному Морскому пути - во все времена не самая простая задача: несмотря на приспособленность поморских кочей к движению во льдах и абсолютное умение поморов ими управлять, ледовая обстановка могла остановить путешественников уже у Югорского Шара. В иные годы эти капризные проливы лишь на короткое время открывали пути. Выдающиеся далеко к северу участки суши поморы «срезали» реками и волоками. Так, на Мангазейском Морском Ходе появились волоки через Канин (Чижа – Чёша) и Ямал (Мутная – Зелёная). Таймыр дальше всего «выступает» к северу; пролив Вилькицкого (у м. Челюскин) и в наши теплые годы сложен к проходу. Во времена Курочкина и Хабарова, времена суровых зим и холодного климата, пролив Вилькицкого освобождался ото льдов не каждый год… Сам Бог велел его срезать реками. Вниз по Пясине до правого притока Дудыпты, вверх по Дудыпте до левого притока Авама и вверх по Аваму, мимо нынешнего поселка Усть-Авам, к развалинам Старого Авама и к началу волока, на который и указывает Баржевое озеро – место сегодняшней стоянки вездехода.
Баржевое озеро
Далее путь поморов, Хабарова, а вслед за ними и нашего «смайлика» с сеном для бычков и с Димоном за рулем, пойдет по вытекающей из баржевого озера реке Тагенарке (от долганского Тахынар – волок = следующий указатель) до ее впадения в реку Волочанку, название которой говорит само за себя. Кстати, у впадения Тагенарки в Волочанку и стояла раньше Старая Волочанка, перенесённая уже в советские годы к устью Волочанки в Хету, поскольку в Волочанке открылся гидропорт для посадки и дозаправки самолетов, а садиться на извилистую Волочанку было не под силу даже героям первых полетов в Арктике…
Тагенарка – Волочанка
Отсюда до Волочанки по прямой – около полусотни верст. Уже ждём!