Экспедиции

Мы все когда-то ходили в походы. Со временем наши походы получили некий смысл – пройти по пути, или даже просто постоять на тех местах, по которым прошли первопроходцы...

Проекты

Путем Бегичева. 21 апреля, Дудинка.

22 апреля 2015

21 апреля

Сейчас поздняя ночь 21-го или раннее утро уже 22-го (это по какому времени), и мы в Дудинке. Дудинка - очень необычное место. Почему-то давным-давно, еще в детстве, именно Дудинку я определил как место, где обязательно надо побывать. Наверное, потому, что именно Дудинка, а не Норильск - столица Таймырского АО. Наверное, потому, что тут есть порт, куда круглогодично приходят суда, ведомые атомными ледоколами. Наверное, потому, что она была тут даже тогда, когда никакого Норильска еще впомине не было. Так что это - исполнение мечты. Но для экспедиции "Путем Бегичева" Дудинка - точка старта, место, откуда повел свою спасательную партию на оленях Никифор Алексеевич 100 лет назад. Вот так - цель достигнута, а старт еще предстоит. И это несмотря на 700 километров пути по зимникам, кое-где шикарным, а кое-где - в виде едва читаемой занесенной колеи от нечаянно прошедших тут месяц назад джиперов... И несмотря на то, что людей, побывавших тут так, чтоб придти с запада по земле - не так-то, в общем, и много. Мы подходим к Дудинке с запада, с левого берега Енисея, срезая по азимуту широкую петлю огибающего город и порт зимника, и упираемся в ледокольный фарватер.

Да, порт действующий, это видно. Спасибо Норильску и газу, все работает. А сохранять было что - это единственный в мире порт, "убираемый" на время ледохода на Енисее. Знаете да? Портовые сооружения отодвигаются по специальным рельсам от русла на период ледохода, который здесь, в низовях Енисея невероятно мощен и обилен. Посмотреть бы...

Дудинка - город. тут есть интернет так что будут вам фотки, тем более, что завтра у нас много дел тут, так что на сутки задержимся. Каких дел? Усилить конструкцию прицепов. Заправиться кое-кому (читаете Виктора? Дальше, на Север - царство солярки. А ему бензин подавай, да еще и 95-й). К пограничникам сходить, если они еще не утомились нас ждать и не выбросили наши пропуска в погранзону (Капля сарказма. Посмотрите на карту. Ну, и где тут ближайшая иностранная держава не знаете? Я знаю. Василий Елагин в прошлом году туда шел три месяца, через полюс. Завтра пограничникам о нем расскажу. Впрочем, о бездумных северных запретах и перекрученных гайках я, пожалуй, потом напишу, как-нибудь). А школьникам в музее расскажу о настоящих героях - Вилькицком, Бегичеве. Ладно, светает. Выложу-ка я дневник последних (ой, мы же уже с летчиком - крайних, конечно) дней. Итак, остановились мы 19 апреля в 14:00 в вахтовом поселке Верхняя Мессояха:

14:00 Приходим на месторождение Верхняя Мессояха. Столовая до 14...
Здесь нам нужен ремонт прицепа и осмотр в условиях мастерских, так что наверное, переночуем. Прекрасные отношение всех вахтовиков Норильскнефтегаза (кроме безопасника, но такая у него работа...) Сварщики - просто супер.После смены пришли и, отодвинув нас, отремонтировали прицеп, вырезав изогнутые трубы каркаса и усилив эти места уголками.Вообще, поселок уютный, тут есть столовая, магазин, куда приезжают ненцы на снегоходах за покупками,

оставляя своих оленей (по 1000 рублей за штуку в месяц дотация, лишь бы держали. Потому и снегоходы у них теперь импортные, но это я без сарказма. Может же наше государство помогать народу. Нет, народам - "малочисленным").

горячая вода, свет и даже МТС, правда, через спутник и с невозможно медленным интернетом, что не удалось даже страничку загрузить.Люди работают на постоянной основе вахтами по 15 дней. В отличие от Уренгоя - все местные, из Дудинки и Норильска, люди очень душевные и порядочные По поводу безопасности вещей пошутил "безопасник" - типа, если приедут местные (ненцы), прячьте аккумуляторы - это единственное, что они могут позволить себе стянуть -на свои импортные снегоходы, на которых они гоняют по окрестностям с неимоверной скоростью, одевшись в свои традиционные малицы и накидки и подпрыгивая, порой, выше маршрутной траектории нашего самолетика. Очень интересно было поговорить с ребятами - вахтовиками, некоторые из которых тут по 20 лет, на тему все большего и большего ужесточения жизни - сначала был введен сухой закон, потом запретили оружие, потом - рыбалку и снегоходы. Впрочем, о жизни на Севере, как русской, так и "этнографической", лучше порассуждать за столом кабинета с чашечкой кофе в руке (это я безопаснику, сурово еще и еще раз указавшему на сухой закон).. В общем, помылись-постирались, отремонтировались-поели в местной столовой самодельных пельмений и язычок с хренком-с,закупили в магазине вкуснейшего самодельного хлеба, выспались и как-то даже легко проснулись в предоставленной нам комнате в общежитии (совершенно забесплатно) следующим утром в 8 местного (4 по Москве).

20 апреля

10:00 (далее и везде время красноярское +4 к Москве) Старт вездехода. Тепло попрощались с Александром, организовавшим нам прием и ремонт, и выехали из поселка вахтовиков Восточная Мессояха в сторону Тухарда, до которого около 90 км. Характер тундры поменялся, вместо ровной,как стол, поверхности появились холмы, по которым зимник - сглаженная трубами тракторная коля - причудливо петляет а снег с них сдут во многих местах до травы. Справа от дороги нитки газопроводов.
11:20 Огромное стадо оленей в точке 69-10-38 СШ 82-52-50 ВД.
11:35 Впервые после Тазовского появился редкий лес 69-10-36 СШ и 83-00-27 ВД, но закончился столь же быстро, как и начался.
13:20 Старт самолета.
14:10 Самолет прошел над нами.
15:42 Прямо на зимнике - паровоз, приспособленный под котельную . Немецкий, 1941 года, 69-17-58 СШ 83-52-22 ВД.

16:10 Начинаем обход Тухарда вправо через Семеновский - Бол. Хету по азимуту, совпадающему с тракторной дорожкой на карте. Через три километра упираемся в нитку газопровода, пересекаем по снежному мосту.
16:50 Вышли в Семеновский на берег Бол Хеты. Брошенный развалившейся поселок, в котором новая будка со спутниковым тарелками и свежие бочки солярки. По Хете была раньше нефтяная навигация в Енисей.
17:00 Вышли на Бол. Хету, сразу прокол (порез) колеса. Шиномонтаж и дозаправка.
17:50 Начало движения после шиномонтажа, заправки и переговоров по телефону. Начиная с Тухарда тундра покрыта сотовой сетью, но столь же реденькой и хилой, как и тундровая растительность. Она представлена тут двумя видами - МТС и Ростелеком.
18:30 Поломка заднего прицепа. На крутом спуске зимника лопнул сварной шов у левой ступицы, правое колесо разбортировалось. Встали на ремонт.

Ремонт до 4 часов утра - выправление геометрии лебедками и домкратами ("при помощи петли и палки", то есть упертого в лиственницу "смайлика" и его лебедки, тянущей изогнутый прицеп, привязанный к другой лиственнице), сварка.

21 апреля

13:10 Тепло, очень туманно, снег не держит совсем. Ввиду позднего отбоя и, как следствие, позднего подъема, старт от места поломки и ночевки только в 13:10. За речкой Бол.Хета тундру окончательно вытеснило редколесье, а за Хетой среди корявых (но не "коряповатых" - Пёзский волок) мелких листвениц стали попадаться одинокие елочки.
14:35 Снова поломка прицепа по месту шва вчерашней ночной сварки. 69-21-20 СШ 85-08-10 ВД.

Пока рамышляем, что делать, около нас остаавливается автомобиль "Петрович" на дутиках, из него выходит мужчина и представляется - Сергей Петрович ( а кто еще может ездить на "Петровиче"?) Левченко, главный инженер участка . После короткого общения он предлагает помощь- разгружаем прицеп в его "Петрович" и он отводзит это все в Дудинку, а заодно дает указание рабочим на передвижной мастерской в километре от нас помочь нам со сваркой.Тем не менее, на то, чтобы поставить прицеп на

колеса, уходит масса времени, и только в 18-00 начинаем движение.
К 20:00 сварочные работы на временной базе закончены, идем на всех парах к Дудинке.
21:25 пересекаем речку Лабалей, где поверх льда пошла вода.
22:20 Выходим на Енисей. Дорога некоторое время идет по берегу, вдоль которого огромные кучи искореженного металла...
22:42 В Левинских песках (поселок напротив Дудинки)- первая легковушка после Тазовского - Нива.
23:15 Идем прямо по Енисею вдоль ледокольного фарватера...
00:15 находим самолет Виктора стоящий у аэропорта Дудинка, и паркуемся к нему. Нас встречает Виктор и его друг по перелету Алексей, приготовивший для нас ночлег в квартире, ужин из разных рыбок и доброе отношение...

Вообще, человеческие отношения - главное, за чем надо ехать на Север. Можно только за этим.

продолжение следует...

Василий Киреев

Комментарии (2)

Владимир # 22 апреля 2015 в 21:45 0
Большое спасибо за хороший рассказ!
Добрых ВАМ людей и приятной дороги!
Владимир # 24 апреля 2015 в 14:23 0
Добрый день!
С большим интересом следим за Вашим Путешествием!
Ждем описание событий! Ждем Фото!
Берегите Себя! Удачного Вам направления! Хороших людей! Мягкой погоды!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2017
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.