2. Русаново.
Отец Григорий нас уже ждет. Я-то думал, мы прямо утром уже будем в Русаново, но восемь страниц Ивановки заняли часа четыре. Поэтому не будем терять время. Введенский храм изнутри выдержан в голубых тонах;
таким он был и снаружи, и таким остался в моей детской памяти, хотя его уже лет двадцать красят серебрянкой. «Небо» более светлое, но неровное. Когда-то протекающую крышу «отремонтировали» изнутри, забив потолок листами железа.
Попов пожимает плечами: это еще до Григория было, а, значит, лет не меньше двадцати назад.
- На колокольню полезем? – спрашивает отец Григорий.
- Нет, сначала в подвал.
Мы с трудом вдвоем поднимаем тяжеленные плахи пола при входе в трапезную, и попадаем…в лес. Насколько хватает глаз, все пространство под полом в столбиках, поддерживающих балки пола. Но Попов неумолимо рвется к фундаментам, достигает их и проходит вдоль огромнейшего храма внизу, под полом, периодически освещая пространство сполохами от вспышки фотоаппарата. Мы останавливаемся вместе с приехавшим к нам главой поселения где-то в начале, а Александр с батюшкой целый час еще бродят по «подцерковному» пространству. Храм этот действительно огромный. Построенная в 1886 году на средства прихожан, эта деревянная холодная церковь могла вместить более тысячи молящихся одновременно, в ее штате было «три священника, один диакон и три псаломщика». Оно и немудрено: больше тысячи дворов, 3718 мужчин и 3576 женщин на конец 19 века; «великороссы, земледельцы, имеют земли 15-16 саж. на душу». На самом деле, даты основания храма разнятся; людская молва приписывала одно время авторство проекта самому Казакову, но все же конец 19-го века – более разумная цифра. Кроме огромного семитысячного Русаново к храму были приписаны еще четыре деревни и станционный поселок о 19 дворах Терновка, нынешний райцентр. История сохранила и имя спасителя церкви в 30-е. Это некий Колмыков, предложивший не взрывать храм, а сделать из него зернохранилище. А в 1945 храм открыли вновь и передали верующим. На момент моего появления в Русаново это был огромнейший храм, которому «не было бы счастья»: все окрестные храмы, что в 10-тысячной Козловке, что в небольшой соседней Поляне были разрушены и закрыты, и на церковные праздники в Русаново стекался верующий люд. Бабки из дальних деревень приезжали за день, останавливаясь ночевать в домах таких же старушек вдоль Проезжей улицы, чтоб, отстояв утреннюю, отправиться потом пешком или на попутках восвояси. Самое интересное, у нас, детворы, не было какого-то ярого предубеждения против этих бабулек: как-то принято было, что они старенькие, такая вот у них жизнь, пусть. А мы молодые, нам, вроде, и не надо. А бабаньки тоже не настаивали: смотрите, говорили, государство-то закрыло храм, а потом – открыло. Значит, ничего плохого он не делал. А раз открыло, значит, признало, что ошиблось. Да, сами все потом поймете…
Из подпола появляется голова Попова.
- Ну, что?
- А ничего. Ничего я тебе не скажу. Нужно хорошее обследование, и я подумаю, как его сделать. Только не в колокольне дело – там везде в фундаменте трещины, а по углам под венцы на столбиках фундамента подбиты многочисленные клинья. – Саша показывает фото на экранчике аппарата, - На колокольню можно не лезть. Причем фундамент давно ходит…
Мы все же поднимаемся на чердак, который явно содержит следы ремонта. Причем ремонта столь давнего, сколь и непрофессионального. Не знаю, видно ли на фото ниже,
на второй, дальней стропиле, скобу?
- Вась, ну ты же сопромат изучал. Ты бы забил так? Она же не работает!
- Да церковь всегда халтурщики ремонтировали, - вступает в разговор отец Григорий. А кто еще пойдет в колхозные времена? А сейчас – так совсем беда. Вот, еле нашел четырех человек из Козловки.
- Строители, плотники?
- Да уж… Топор знают, какой стороной держать. Беда у нас с этим…
… Беда. Я, когда уезжал, в селе было три с половиной тысячи человек. Сейчас – две.
- Но ведь газ же провели! – достаю я из кармана последний аргумент. Действительно, в прошлом году в Русаново пришел газ. Ожили и бабки, и люди покрепче – тепло в селе, пожалуй, половина всех забот.
- А в следующем водопровод будет, - говорит мне глава. Уже план согласован, подрядчика выбираем. Только вот… Лет бы на десять пораньше. Ты когда уехал?
- Ну, я-то – сорок лет назад.
- Вот тогда бы. Я, кстати, помню твоего деда. Директором был, в Каменной…
За эти сорок лет не стало ни деда, ни каменной школы… Закрыли больницу. Нет-нет. За это же время появился асфальт, а теперь вот газ и в следующем году – водопровод. Но вот для кого… Я всегда удивлялся разнице между северным народом и среднерусским. Я, будучи помоложе, даже немного жалел, что родился не на Севере, где деревня настоящая. А деревня среднерусская похожа чем-то на город. Не только тем, что есть газ, вода и асфальт. Еще и тем, что тут есть замки на дверях и заборы. Но и из-за высокого забора нет-нет, да и стянут что (как когда-то присланный мне на день рождения из самого города велосипед в деревянном ящике). И тем, что закрыв двери изнутри на засов, тут, как в городе, люди теряют почему-то интерес к тому, что происходит за железной дверью на лестничную клетку… может, это просто те люди, которые, как и я, вполуха слушали бабок, что шли в ночь на молитву. Вот, ушли они, и не настояли на том, чтоб мы их поняли.
Колокольня, похоже, тоже «играла» всегда. На ее стенах – явная попытка перевязать, придать ей жесткость прибитыми крест-на-крест бревнами, причем установленными этак с полвека назад.
Это фото сделано от самой дороги, улицы, всегда именовавшейся Проезжей. Русаново, это известно, существовало еще за двести лет до постройки храма. Тут была более старая, тоже деревянная и не то сгоревшая, не то разобранная за ветхостью, церковь. Она стояла по другую сторону дороги. Потом, на месте старой церкви, построили больницу,
которой тоже уже несколько лет нет. Один из корпусов переделали под дом престарелых. В прошлом году и его закрыли, причем несколько бабушек забрали к себе его оставшиеся без работы сотрудницы (нет, погорячился я, сравнив село с городом). Теперь там ритуальное агентство. Но, если обернуться от больницы к церкви, то в объектив аппарата обязательно попадет очень скромный обелиск – памятник «жертвам гражданской войны». Там так и было написано, жертвам. Теперь эта надпись потерялась под сайдингом, но надо бы восстановить, пока помнится
.
Уезжаем мы с двояким чувством. Скопированы чертежи и выписки из архива на одну страничку, сделаны фотографии. Этот храм – памятник, его судьбой заинтересовался воронежский губернатор. Но… Поднять такого рода работу можно, наверное, всем миром. Осталось только понять, существует ли он, этот «мир».
… Уже было меньше ехать, чем мы проехали, когда раздался звонок Ермакова.
- Не заедете?
- Нет, мы уже далеко.
- Я знаешь, что хотел сказать? Ты подумай, нужно ли его спасать. Может, небольшую церковь срубить, теплую. Всем уютно будет. А по деньгам… Не поднять Русановский Введенский, огромный он. Это ж сколько денег…
Я знаю, что Ермаков прав. Но я забыл рассказать еще одну историю из общения с ним. «Говорят, - сказал тогда Александр Иванович, - что люди в церковь ходят, с Богом поговорить, не потому, что там иконы или батюшки. Просто над каждым храмом всегда есть ангел, который передает твои слова дальше. Этот ангел – хранитель храма. Говорят, что если храм разрушается, то ангел обретает беспокойство; с этих пор он обречен кружить над местом храма в смятении вечно. Представляешь, в зоне какой аномалии мы вынуждены теперь жить, коль столько неприкаянных ангелов над нами?»
- Прав, Александр Иванович, прав. Вот только ангел, Русановский?