Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.
А Борис в этой ситуации лишается двух вершин треугольника. Поэтому он совершенно искренне пытается оставить хоть один из «потерянных углов» - Ирину – в качестве опоры. Сначала уговаривая ее принять сан царицы. Потом оставить ее советником(цей), для чего строит в монастыре Иринины палаты для государственных совещаний, а ей дарит экипаж для выездов в Кремль. Экипажем она не воспользуется ни разу, а в палатах будет принимать не Бориса и его сановников, а сестёр, да воспроизведёт там ее знаменитые кремлевские мастерские. Всего остального, включая трон, ей просто не нужно: ее мир состоял из них двоих, любивших друг друга и вместе правивших страной. Другого мира у нее нет, и остальное незачем.
Что же до «выборных технологий», то и они запросто могут быть правдой: известно, что специальные кричальщики и драчуны были еще на Новгородском вече, а уж подкупом на Руси правили все, за исключением разве что Ирины и Фёдора. А вот с выводом о фальсификации выборов из-за их единогласного решения можно и поспорить: любовь простого народа, горожан и бояр к Ирине и Фёдору была воистину всеобщей, о чем в один голос говорят все, писавшие о том очевидцы-иностранцы, а Годунов в этот момент выступал как их соратник, соправитель и продолжатель.
Правя в качестве главы правительства при двух монархах, Борис вдруг остается один. Там, где воля нашей четы была понятна и очевидна, там, где было ясно, куда идет указанная ими дорога, Борис правил идеально. В новой ситуации ему пришлось самому искать дорогу, а этого у него уже не получилось. Нет, поначалу страна еще пару лет двигалась в Иринином и Фёдоровом фарватере, но потом всё чаще и чаще стала спотыкаться, давать сбой, пока не покатилась под откос, с которого полетела камнем в пропасть Смуты. Привыкший править как «элемент тройки», с управлением в одиночку Борис не справился.
Впрочем, и это не совсем так. Оставшись без последней внешней опоры в виде сестры, Борис получил другую опору. Венчавшись на царство, вместе с собой он возвел на трон и свою жену, бывшую до сих пор в тени – Марию Григорьевну Скуратову-Бельскую, донельзя амбициозную «женщину с сердцем Семирамиды», мечтавшую стать царицей. И эта её мечта сбылась, ускорив и свободное падение страны в Смуту, и ее собственную страшную кончину. Но о ней не просто в другом сюжете, а даже в другой части, поскольку Рюриков трон уже опустел, и дальше последует Междуцарствие, где за 15 лет на троне окажутся целых две представительницы сильного женского пола. Мария Григорьевна будет первой.
Патриарх Иов напишет о царе Фёдоре книгу – «Повесть о честном житии Благоверного и благородного и христолюбивого Государя Царя и Великого Князя Всея Руси Федора Ивановича, о его Царском Благочестии и добродетельных правилах и о святой его кончине. Писано Смиренным Иовом, Патриархом Московским и Всея Руси», - совершенно замечательный панегирик, увидевший свет еще в царствование Бориса Годунова. Настолько там душевно описана жизнь Блаженного царя, что только на основе этого текста можно писать его икону. Собственно, иконные изображения царя известны уже с самого начала 17 века, практически сразу после его смерти. Тогда же Царь Фёдор Иванович Блаженный будет канонизирован Русской Православной Церковью, как «Святой Благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский». Но внимательный читатель панегирика, умилившись достоинствам Блаженного Царя, не сможет не обратить своего внимания на то, что красной нитью в этом произведении проходит разделение на богоугодные и душеспасительные качества Фёдора и всё остальное, когда все мирские заслуги, то бишь всё реальное правление, там целиком приписывается Борису Годунову. Это произведение имеет «двойное дно»: восхваляя Фёдора, оно делает одновременно его никчемным правителем, а читателя подводит к мысли, что править-то и дальше должен жёсткий и во многом деспотичный правитель Годунов, появившийся у трона Фёдорова как Божий посланник, сделавший возможным отстраненность царя от мирских дел для молитв и духовных подвигов. Что место Фёдора в церкви, а Годунова – на троне.
Как мне кажется, именно с этого места и дальше на все времена происходит глобальная подмена самого понятия величия страны. С этого места и дальше народу веками вдалбливается, что величие – это сильная армия, большая территория, жёсткая власть, не терпящая никакого отклонения от «генеральной линии», и ради этого «величия» народу можно и потерпеть, и поголодать, и даже помереть в войнах и лагерях. Фёдор же с Ириной показали стране, что величие – совсем в другом: в благоденствии, справедливости, в мирной и защищенной жизни подданных, которые, будучи свободными от страха, могут и города поставить на окраинах, и своё жильё облагородить сами, да и вообще горы свернуть. Но только «сильной власти» такой подход неприемлем, иначе, где она сама будет? Вот и становится Фёдор блаженным. Свободу дал подданным? Ну так что с него взять, - святой юродивый дурачок. И это - на века. Мне кажется, что если бы мы в своей истории славили бы Ирину с Федором, а также любимого простым народом Калиту (и так далее, список продолжите сами), а не тиранов Грозного, Петра (список так же продолжите сами), мир бы стал гораздо добрее, а качество жизни стало бы иным и наполнилось бы истинным величием – свободой, терпимостью, благоденствием, миром, как и было во время 14-летнего царствования Ирины и Фёдора.
Ирина прожила в Новодевичьем монастыре еще пять лет, скромно занимаясь с сёстрами рукоделием в беседах о своих любимых великих женщинах. Умерла она тихо и спокойно в 1603-м году, видя уже, куда покатилась ее с Фёдором страна, но до окончательного ее краха не дожив. В некоторых святцах она упоминается, как местная московская святая, но, насколько мне известно, Ирина не канонизирована. Впрочем, не мне судить о церковных предпочтениях, я лишь о том, что Фёдор с Ириной были вместе во всем при жизни, значит, и дальше они должны быть вместе. На памятнике 1000-летия России их нет; но хорошо уже то, что нет их вместе. Бориса тоже нет. И слава Богу.
1. Нечаев С.Ю. «Иван Грозный. Жены и наложницы "Синей Бороды"». М., АСТ, 2010.
2. Пушкин А.С. «Борис Годунов». Полное собрание сочинений в 20 тт. Т. 7: Драматические произведения. СПб.: Наука, 2009. С. 7—91.
3. Рудаков В. Е., Экземплярский А. В. Годуновы, дворянский род // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4. Исаак Масса. «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей». https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Massa/frametext1.htm
5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989. — 175 с.
6. Исаак Масса. «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей». https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Massa/frametext1.htm
7. Панова Т. "Благоверная и Любезная в Царицах Ирина" «Наука и жизнь» №8, 2004. https://www.nkj.ru/archive/articles/1978/
8. Исаак Масса. «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей». https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Massa/frametext1.htm
9. Карамзин Н.М. История государства Российского. Том X. Глава III, продолжение царствования Феодора Иоанновича. г. 1591 - 1598. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995.
10. «Пискаревский летописец». ПСРЛ (Полное собрание русских летописей) т. 34 М., 1978.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |