Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.
После похорон Ирина, постаревшая вмиг лет на двадцать (а она, как мы помним, ровесница Фёдора или самую малость младше, то есть, ей 38-40 лет), находит в себе силы принимать соболезнования и даже участвовать в организации различных траурных формальностей. Последнее, впрочем, не по необходимости, но дабы занять голову и руки чем-нибудь еще, кроме скорбных мыслей. Горожане же массово присягают ей, как царице, а Борис постоянно находится при ней. Как считают, для того, чтобы не выпустить из рук появившийся шанс занять престол, но, как мне кажется, с единственной целью – поддержать сестру, за психику которой он начинает всерьез опасаться. Что и как они обсуждают, в этот момент известно только им. На третий день по смерти мужа Ирина собирает самых близких – брата Бориса и Патриарха Иова, - и объявляет, что приняла решение об уходе от мирской жизни – она решила постричься в монахини в Новодевичьем монастыре. Известие кругами по воде начинает распространяться шире и шире по двору. Ближний круг в шоке: следующие дни все бояре вместе и поочередно идут к ней на поклон и нижайше просят принять царство. Посещающие ее бояре и священники на коленях умоляют ее не оставлять их «в их ужасном сиротстве», называя ее Матерью. На девятый день по смерти Фёдора известие о предстоящем постриге царицы приводит весь боярский круг к мысли, что удержать царицу можно только сообща. Собирается Дума, и вся она в полном составе («всем собором») во главе с Патриархом приходят к царице. Но в этот раз царица, обычно добродушная и «мягкосердая», отвечает жёстким отказом: решение принято. А на вопрос Патриарха «Матушка, а как же мы? На кого Россию оставляешь?», - следует убежденный ответ: «А вот на вас и оставляю: правьте Думой, всем боярством, сообща и заодно, а ты, Иов, смотри, чтобы всё по Фёдорову завету было, да как по-Божьи положено, как при нём. Впрочем, как соберетесь всем боярством, и духовенством, и чиновниками, и простыми горожанами на общий Собор – так на нём и решите». (Текст вольный). В тот же день Ирина отправляется в Новодевичий монастырь, где и принимает постриг под именем Александры. Самое интересное, что Борис отправляется вместе с ней и до своих выборов живет при ней, заявляя, что в таком случае и ему не место у руля державы.
Тем временем в Москве собирается Собор, на котором представлено и всё боярство, и духовенство, и земство. Собор оказывается самым представительным со времен, когда собиралось Вече. На первых собраниях слово берет Василий Щелкалов и говорит, что раз решение царицы твердо, и раз Борис теперь при царице, то давайте дальше править страной сообща, как и приказала Ирина.
<Братья Щелкаловы – очень важные персоны, дьяки, возглавлявшие Посольский приказ. Собственно, успехи дипломатии – их рук дело. Описывая это собрание, австрийский посол Шиль называет Василия Щелкалова, ни много ни мало, великим канцлером. Но, ввиду обилия фамилий, я пощажу читателя и роль Щелкаловых опущу>.
Но Щелкалова освистывают: если не царица, то тогда Годунов. В общем, «Бориску на царство». 17 февраля, после пламенной речи Иова, Собор единогласно выбирает царем Бориса Годунова. Дважды делегация Собора идет к Новодевичьему, дважды их встречают Ирина и Борис. И дважды Борис отказывается. Но снова дело в свои руки берет Патриарх. Третий раз к монастырю 21 февраля идёт Крестный ход, возглавляемый Патриархом Иовом, несущим перед собой икону Владимирской Богоматери. Встретивший Иова у ворот монастыря Борис вопрошает в слезах: «Зачем, о царица, ты такой подвиг сотворила, придя ко мне?», на что Патриарх отвечает ему сурово: «Богоматерь пришла исполнить волю Сына своего». После этого Иов, Борис и часть пришедших направляется в келью Ирины-Александры. Увидев перед собой растерянного Бориса и сурового Владыку, Ирина, по легенде, воскликнула: «Против воли Бога кто может стоять?!», после чего перекрестила брата и благословила его на царство. Так что 21 февраля 1598 года с благословения Ирины Годуновой брат ее Борис стал первым «народным» царём. Ещё несколько дней Борис не решается покинуть Новодевичий, пока 25 февраля не выдвигается в сторону Кремля. Но и после этого, вплоть до 1 апреля, Борис не живет в Кремле постоянно, совершая ежедневные поездки к сестре и оставаясь у нее в долгих разговорах.
Первая, официальная интерпретация, считает, что всё, что происходило с момента смерти Фёдора и до избрания Годунова на царство – тщательно спланированный и выверенный спектакль. С обязательной, для положения практически безродного кандидата в цари, разыгрывания карты всенародной и единогласной его поддержки. Но и этого Годунову мало, поэтому, не приняв поначалу поддержку просто народа, он добивается поддержки церкви, которую «дожимает» до признания этого решения волей не народа, но самого Господа. Отсюда и Крестный ход с Владимирской иконой. Очень скоро эта версия обрастает и подробностями организации двух делегаций и третьего Крестного хода в монастырь, появляются свидетельства о массовом подкупе горожан для участия в «массовке», для которой специально нанимаются скандирующие «Бориску на царство» «мо́лодцы», не всегда трезвого вида. Да и единогласные выборы во все времена самим своим фактом вызывают небезосновательные подозрения: в соседней Польше, где уже не раз выбирали королей, это всегда длительное действие со склонением чаши весов то к одному кандидату, то к другому, иногда с не вполне мирными «дискуссиями» и потасовками. Вопросов много. Но тут дело в другом. Эта версия строится на том предположении, что и до смерти Фёдора правил страной Борис при номинальном, тщедушном и набожном царе-дураке, и его смерть – лишь повод для легитимации положения Бориса, которого он уже неформально достиг. А как мне кажется, я должен был вас уже убедить в том, что это не так. Развитие этой версии ведет к тому, что с самого начала царствования нашей великой и ангельской пары страной правил Борис Годунов, постепенно подминая под себя всё большие и большие властные полномочия и методично устраняя конкурентов со своего пути. В этой версии, в ее крайних вариантах, на этом своем пути к трону Борис последовательно устранил всех. И самого́ Грозного, который умер не своей смертью, а был то ли отравлен, то ли удушен Борисом собственноручно, совместно с подельником Богданом Бельским, которого Годунов тут же отправил в «почётную ссылку» в Нижний. И маленького Дмитрия Углицкого убили по его приказу. Да и Ирину он специально выдал замуж за будущего царя. Злые интерпретаторы даже смерть Фёдора приписывают его рук делу, хотя это уж совсем ни в какие ворота не лезет: если всё было так, то чего большего ему было желать при его жизни? Разве что, формального воцарения, которое и так, рано или поздно, произошло бы. Признавая официальную версию, мы просто вынуждены будем признать номинальность правления Ирины и Фёдора, что противоречит всему, написанному выше. Моё скромное видение – другое.
Ирина и Фёдор – действительно уникальная, Богоизбранная и ангельская пара, реально стоявшая во главе Царства, и Московии страшно повезло, что она встала у руля. Но встала у руля, образовав со старшим братом царицы, Борисом, треугольник. Смерть Фёдора разрушила эту пару; царица недаром на смертном одре мужа восклицает: «вместе жили, вместе и умрем!» Возможно, прогнозируя смерть мужа, она строит в мыслях какие-то модели жизни и правления без него, но реальная смерть разрушает их напрочь: для нее не то, что правление без Фёдора, для нее сама жизнь без него невозможна. Один организм смерть разрезала надвое, унеся с собой ровно половину. Монастырь в этой ситуации – единственный выход для добропорядочной христианки. Иногда задают вопрос, почему Ирина выбрала для своего отшельничества Новодевичий, а не, например, Воздвиженский в Кремле, основанный как раз для таких случаев с великими княгинями? Да вот потому. Нет ей места в Кремле, раз там нет ее Фёдора.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |