Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Ч 2, сюжет 7. "Наяснейшая Марина Юрьевна всеа Руси". Марина Мнишек. Сцена 1-я, "Взлет и падение"

25 августа 2022

Собственно, подписание всеобъемлющего договора об отношениях между Мнишками и Самозванцем со взаимным обязательством Марины и Лжедмитрия заключить брак по восшествии последнего на трон, можно однозначно считать и фактом помолвки Марины и названного Дмитрия. И дата этой помолвки, дата договора – 25 мая 1604 года. Кстати, тут забавно, что договор был составлен на двух языках, в двух вариантах, которые Самозванец подписал по-разному: польский текст – по-польски, русский – по-русски. Под польским вариантом стоит уверенная и размашистая подпись, тогда как в русском варианте лжецаревич … делает ошибку в своем имени, которую исправляет с помаркой. Собственно, этот эпизод, а также отмеченное многими наблюдателями стойкое неумение Самозванца креститься по-русски, ставит большой и жирный вопрос к общепринятой нынче исследователями версии, отождествляющей Самозванца с беглым русским монахом-расстригой Григорием Отрепьевым. Уж что-что, а креститься-то монах должен был бы уметь на уровне рефлексов.

С момента подписания этого договора Лжедмитрий вместе с Мнишеком начинают подготовку к «экспедиции»; Мнишек собирает из искателей приключений и наёмников отряд в полторы тысячи человек, а Лжедмитрий активно переговаривается с привлеченными слухами и начинающими прибывать в Самбор казаками и другими потенциальными сторонниками. Среди прибывающих оказываются и «сопутники» Самозванца по его скитаниям в Московии и Киеве -  монахи, Варлаам Яцкий и Яков Пыхачев, пытающиеся убедить окружающих в том, что Дмитрий никакой не Дмитрий, но Мнишек пресекает это на корню: старца Варлаама сажают в тюрьму, а Якова Мнишек казнит. Самое интересное, что, когда Мнишек-отец уже будет в составе войск  Лжедмитрия в Московии, именно Марина Мнишек распорядится отпустить старца Варлаама на свободу, и тут проявится качество будущей царицы Марины, о котором те, кто ее считают отъявленной авантюристкой, предпочитают умалчивать. Милосердие. А оно будет присутствовать вместе с ней и на ее троне, и ее заступничеством будет сохранено еще немало жизней.  В поход из Самбора новое сформированное войско «царька» и Мнишека выйдет 15 августа. Наличие в войске большого числа русских сторонников новоявленного «царевича» трансформирует имя и его покровителя; с этих пор Ежи станет в русскоязычной части лжедмитриевой публики Юрием, да так им и останется. А Марина станет Мариной Юрьевной.

Выйдя в поход, Юрий Мнишек попытается снова заручиться поддержкой канцлера Яна Замойского, но тот в своей манере снова резко ответит: «Кость падает иногда недурно, но бросать ее, когда дело идет о важных предприятиях, не советуют». Дальнейший ход движения войск Самозванца известен и описан (частично даже нами в прошлом сюжете); приводить его тут я не буду. Путь был сложен и чередовался не только необъяснимыми победами, но и внушительными поражениями, как например, под Добрыничами в конце января 1605 года. Кстати, тогда в Варшаве собрался Сейм, предложивший такую трактовку позиции короны: «Всеми силами и со всем усердием… принимать меры, чтобы утишить волнение, произведенное появлением московского государика, и чтобы ни королевство, ни великое княжество Литовское не понесли какого-либо вреда от московского государя, а с теми, которые бы осмелились нарушать какие бы то ни было наши договоры с другими государствами, поступать как с изменниками»[9]. Но такую формулировку заблокировал король, наложив на нее вето, преодолеть которое Сейм не смог. А Самозванец тогда закрылся в Путивле и сделал ставку на казаков: в отличие от рыцарей Юрия Мнишека, сражавшихся на стороне Самозванца как наёмники и не терпевших никакой задержки жалования, казаки могли не только потерпеть с оплатой, но, при ее отсутствии, раздобыть плату сами, не гнушаясь грабежами и убийствами местных жителей. Впрочем, и царские (годуновские) стрельцы не гнушались этим в еще большей степени, тем более, когда это (отъем жизней и имущества) делается именем великой цели, причем и теми, и другими. Нам же интереснее то, что происходит с будущей царицей.

А вот о Марине за весь тот период с 15 августа 1604 года, когда войско Самозванца и Юрия Мнишека покинуло Самбор, и до 20 июня 1605 года, кода Лжедмитрий войдет в Кремль новым царем, никаких известий и нет. Кстати, Юрий Мнишек несколько раз покидал расположение войск Лжедмитрия, причем в самые сложные и острые периоды противостояния. Тогда он сказался то больным, то столь высоким шляхтичем, что без него на Сейме никак не обойтись. Но всякий раз, когда Юрий и Лжедмитрий разделяются, между ними начинается переписка. Кроме того, за этот почти год военных действий Лжедмитрий пишет целый ряд писем, в том числе три из них непосредственно адресованы Папе. И только в сторону Марины не улетает ни одной весточки. Как нет и встречных или ответных писем от Марины. Весьма странное поведение влюбленной и обрученной пары, если только не предположить, что влюблены они не друг в друга, а в некий замысел. Причем замысел, несколько различающийся относительно друг друга, иначе они и тут бы обсудили его эпистолярно. Нет, как мне кажется, ничто так не доказывает то, что Марина и Самозванец каждый сам за себя, как факт отсутствия этой переписки.

Войдя в Кремль 20 июня, уже через месяц, 21 июля, Самозванец венчается на царство в Успенском соборе Кремля. Но еще до венчания на царство и даже до вхождения в Москву, Самозванец 25 мая отправляет гонца к покинувшему в очередной раз войско Мнишеку с приглашением его, а также супруги воеводы Софьи Головчинской и старшего сына Мнишков Станислава на свою коронацию, попутно прозрачно намекая, что и невесту пора уже начинать доставлять, поскольку за коронацией, согласно договора, неминуемо должна последовать и свадьба. Но, что примечательно, среди приглашенных на коронацию царя в Москву Мнишков, Марины нет.

Известие о занятии трона «Дмитрием Ивановичем», несмотря на долгое ожидание этого события, застало посвященных в тему игроков врасплох и вызвало определенный переполох в Самборе и Кракове. Похоже, что верили в это только Мнишки, да и то не на 100 процентов; все же остальные просто наблюдали: выгорит – будут дальше думать, а нет, так и нет. Но это случилось, и дальше предстояло исполнять договоренности. Снова начался спор, на этот раз – кто и что должен сделать первым. Заикнувшийся было об обещанных территориях Мнишек сразу же был поставлен новым царем на место: «Э, нет. Марину вперед! Дескать, вот я на троне, как обещал. Теперь вы мне Марину, как обещали вы. А уж потом – я вам Чернигов со Смоленском - короне, - а милой моему сердцу Марине  - Новгород и Псков» [не цитата]. В результате перепалки-переписки решили начать с самого простого, с миллиона. Но, опасаясь, что миллиона Самозванец может лишиться, а Марину взамен не получит, Лжедмитрий и тут идет по пути профессиональных торговцев, - посылает вперед 300 тысяч Юрию с припиской, что остальное торжественно вручит ему лично, на свадьбе в Москве. А потом, подумав, досылает еще 50 тысяч, на переезд.

Но переезд затягивается и после получения трехсот пятидесяти тысяч: есть еще одна проблема. Да что там проблема, целый конфликт, межконфессиональный. Отправив Марину сейчас же в Московию, папский престол и королевское католическое рвение тут же получат по носу: в Московии Марину точно обратят в православие, и религиозная часть договоренностей канет в Лету. В какой конкретно голове родилось реализованное позже решение, сказать трудно. Но опять очень похоже и на духовенство, и на Мнишков, причем на этот раз – не без прямого участия Марины. Провоцирует этот шаг и настойчивость Лжедмитрия, требующего к себе Марину и грозящего в случае задержек «перестать жениться», а попутно намекающего на то, что всё это вместе ставит под вопрос и запланированную совместную акцию против турецких османов, поскольку никак он не может выполнить своих обязательств, пока другая сторона не выполнит своих. А для ускорения процесса направляет Сигизмунду посольство во главе с думным дьяком и главой Посольского приказа Афанасием Ивановичем Власьевым, снабженным богатыми дарами и неограниченными полномочиями для выполнения цели – доставки суженой к законному мужу в Москву.

Решение, устраивающее всех, кроется в удивительной возможности, предоставленной католической церковью для таких случаев: венчание perprocura, «через посредника» или «по доверенности». Чтобы придумать такой ход, надо разбираться в тонкостях разночтения ортодоксальных и латинских канонов, поскольку католиками такой брак признается, а вот православными – нет. Стало быть, заочное венчание по католическому обряду для католиков будет нести главное, определяющее значение, и все в Речи Посполитой будут знать, что Марина Мнишек выйдет замуж за русского царя, оставаясь в католической вере, что сделает ее легитимной и на троне. Тогда как в Московии будут ждать будущую царицу, которой Марина Юрьевна станет уже в Москве, венчаясь там по принятым в Московии канонам.  Но для католиков это будет уже не важно, как и для московитов будет неважно всё то, что происходило с Мариной до прибытия ее к трону. Впрочем, для этого не обязательно знать тонкости двух конфессий: возможно, читатель помнит, что такой прецедент уже был создан нашей историей, когда Софья Фоминична Палеолог в 3-м сюжете заочно (perprocura) венчалась с Иваном III, роль которого при папском дворе блистательно исполнил Иван Фрязин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1309 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.