Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Ч 2, сюжет 7. "Наяснейшая Марина Юрьевна всеа Руси". Марина Мнишек. Сцена 1-я, "Взлет и падение"

25 августа 2022

                Собственно, три вывода этого тройного отступления. Территории Московии, Литвы и Польши очень плавно перетекают друг в друга, не имея выделенных границ. Но по отношению к религии эти территории совершенно различны: в Московии принята довлеющая государственная религия, отступление от которой расценивается как ересь не только властями, ее пресекающими, но и населением, презирающим иноверцев. Тогда как в Литве и Польше, при существенном численном перевесе православных в населении первой и католиков в населении второй, на уровне народа работает уже сложившаяся веротерпимость: любой человек может верить во что угодно, это его право, и на отношение к нему это не влияет никак – был бы человек хорошим. Это и видит Лжедмитрий в самом начале пути, в православном Киеве, где в Киево-Печерском монастыре его спутник Варлаам Яцкий получает от Игумена Елисея Плетенецкого замечательную фразу в ответ на свою челобитную:  «Здеся де земля в Литве волная, в коей кто вере хочет, в той и пребывает» [6]. А третий вывод – политический. Система компромиссов, как мы видели, требует от королевской власти согласовывать действия с Сеймом, в котором представлены самые разные силы. И военных действий в этот момент с Московией не хочет ни одна из них. Но есть и другое: Сейм обладает такими полномочиями, что своим решением может отменить любой королевский указ. Сигизмунд III со временем попытается ограничить права шляхты и «свернуть» демократию, но получит в ответ серьёзный отпор, который выльется в восстание шляхты против короля, известное теперь под названием «Рокош Зебжидовского». Рокош долгое время будет носить мирный характер пропагандистской перепалки («война чернильниц»), но всё же перейдет в вооруженное противостояние. Королевские силы победят, но шляхта заставит-таки короля отказаться от нападок на их вольности. А вольности существенные: в своих владениях шляхтичи – полновластные хозяева. Они могут и дружины нанимать, и отправлять их, да и сами, как «вольные рыцари», отправляться в иностранные походы. И если король должен испрашивать разрешение на отправку войск на войну в другие страны, то шляхтичи со своим рыцарством могут отправляться на такую войну безо всякого согласия, если только войну в этой стране не ведет сам король. То есть, в условиях мира между Московией и Речью Посполитой, ничто, кроме единогласного решения Сейма, не может запретить рыцарям пойти в Московию и присоединиться к той или другой воюющей там стороне, даже король.

                И есть еще Запорожская Сечь. Формально расположенная на территории Речи Посполитой, фактически это совершенно независимое от короны образование. Появление Сечи также связано с именем Вишневецких: основание крепости запорожцев на острове Хотин происходит в бытность казацким гетманом Дмитрия Ивановича Вишневецкого, родственника и предка наших Адама и Константина.  Его и считают основателем Запорожской Сечи, организатором знаменитых походов на турецкий Очаков и татарский Ислам-Кермен, что сделало возможным коалицию и даже службу казаков Грозному. Но в рассматриваемое время Сечь – самостоятельная и очень мощная сила, играющая свою роль на грани польской «вольницы» и собственного «своеволия». Кстати, Репинские «Запорожцы» не отсюда; письмо султану писалось 70 лет спустя, во время совсем других событий.

                Появлению «нашего» Самозванца предшествуют несколько событий, связанных как с казаками Сечи, так и с самим явлением самозванства: сначала некто Васил, грек, назвавшись племянником Самосского герцога, изгоняет силами казачьей вольницы с молдавского трона его владельца Александра. Затем дважды в Молдавии появляются иные самозванцы, Ивония (назвавшийся сыном Стефана VII) и Подкова (назвавшийся братом Ивонии), которых казаки возводят последовательно на молдавский престол. Наконец, появляется еще один самозванец, которого, по настоятельной просьбе короля, казаки выдают-таки полякам, а король издает указ, запрещающий впредь принимать казакам у себя «разных господарчиков». Но идея повоевать под знаменем изгнанного и восстанавливающего свои властные права царя, да еще и православного, – самая что ни на есть казачья в тот момент, опробованная в Молдавии неоднократно. Разве что перенести арену действия из Молдавии в Московию. С появлением на сцене Самозванца король еще более усилит противодействие казакам, запретив своим указом продавать польское оружие в Запорожскую Сечь.

                Вот в этих условиях и появляется в имении Вишневецких Самозванец. Почему именно Вишневецкие его «узнают»? Вишневецкие злы на Годунова, спалившего их города. Вишневецкие злы на короля Сигизмунда, оставившего их наедине со злым Годуновым, а тут такой шанс таки заставить короля встать на защиту своих подданных. Но самостоятельно разыграть карту названного Дмитрия даже Вишневецким не под силу. А вот подключить тестя (Вишневецкий женат на Урсуле Мнишек, помните?), Ежи Мнишека, обладающего не в пример более могучим состоянием и несомненным влиянием на короля – самое верное. Да еще и Мнишки, в отличие от Вишневецких – католики, а это позволит надавить на больную мозоль ревностного католика короля Сигизмунда и приплести ко всему этому амбиции папских легатов. И всё в этой ситуации хорошо и верно, за исключением одного маленького нюанса.

                Ежи Мнишек, конечно, богат. Его владения распространяются от Сандомира до Львова. Но есть одно но: Мнишек-отец не просто богат, но алчен, а вместе с алчностью склонен к запредельной роскоши, мотовству и кутежам. Возможно, это и привело его к разводу с Тарло, но пока оставим Ядвигу в покое. Кроме собственных владений, в управлении Мнишека находятся еще и королевские владения Самбора. Эти владения специально переданы ему королем, дабы, управляя ими, он обеспечивал их доходами содержание королевской резиденции в Сандомире. Но раз за разом Мнишек обращается к королю за дополнительными средствами на содержание резиденции, и, в конце концов, это надоедает Сигизмунду. Собственно, так и выясняется, что Мнишек не просто богат, но баснословно богат своими долгами перед короной, а дабы не провоцировать новое разбирательство и новые обвинения в казнокрадстве и мотовстве, Ежи Мнишек признает долги и пишет королю долговые расписки с указанием сроков оплаты соответствующих сумм. Впрочем, и Вишневецкие не отличаются скромностью, хотя их разгульная жизнь не в пример скромнее жизни Мнишков, хотя бы в силу отсутствия у них вверенного казенного имущества. Однако этот нюанс, по нашему скромному мнению, не столько будет сдерживать Ежи Мнишека, сколько, наоборот, подтолкнет его к активным действиям, если только извлечь из них и документально прописать материальные последствия поддержки им Самозванца, а в обеспечение политико-материальной сделки заложить собственную дочь Марину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1306 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.