Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Ч 2, сюжет 7. "Наяснейшая Марина Юрьевна всеа Руси". Марина Мнишек. Сцена 1-я, "Взлет и падение"

25 августа 2022

А Марина на следующий день достигла Вязём – того самого Годуновского поместья. Да, вам могут встретиться другие даты. Этот день был 5-м мая по принятому в Польше календарю, тогда как по календарю, принятому в Московии, он был десятью днями раньше.  Собственно, Вязёмы и были выбраны местом ожидания царицы, пока, окончив все свадебные приготовления, ее не пригласят в Кремль. А названный царь Дмитрий Иоаннович тем временем устраивает грандиозный прием в Кремле в честь тестя. На  приеме присутствует патриарх и весь цвет духовенства, Боярская дума в полном составе, вся знать, а царь в парадном одеянии, со скипетром в правой руке, восседает на троне. Юрия Мнишека «допускают к царской руке», после чего тот говорит пламенную и вдохновенную речь, во время которой свободно говорящий по-польски царь «płacze jak bóbr», что в принятом историками переводе на русский означает «льёт слёзы ручьём», а не то, что вы подумали. Кстати, есть забавное наблюдение: бобры, которые, как известно, тоже плачут, наиболее часто (для наблюдателей, конечно) плачут именно от радости, когда в зоопарковой неволе бобра и бобриху соединяют вместе после вынужденной «передержки» в разных клетках. Так что польский аналог русского «лить слёзы ручьём» в данном случае гораздо точнее подходит к моменту ожидания царем радостного соединения с суженой.

Говорят, что именно в этот момент, момент торжественного пира по случаю приезда тестя и пролития бобровых слёз, царь и впадает в эйфорию-экстаз, закончившийся вскоре трагедией для него самого: не в силах сдерживать радость от предстоящей, а потом и состоявшейся встречи и свадьбы с Мариной, царь даст волю эмоциям, на волне которых перестанет адекватно воспринимать окружающую действительность, даже когда его впрямую предупредят о заговоре. А пока, после пира, он закатывает совершенно невиданные в Московии развлечения, выдуманные им с необыкновенной изобретательностью. Пиры сменяют красочные «театрализованные» представления, балы чередуются прослушиванием «музыки», исполняемой привезенными с собой Юрием Мнишеком музыкантами. На пирах и представлениях царь меняет наряды, предпочитая шокировать окружение их польским фасоном, а когда пиры надоедают, придумывает иное развлечение – охоту, на которой собственноручно убивает медведя (кажется, подставного) рогатиной, а затем отсекает ему голову саблей. В промежутках между развлечениями царь не забывает и о Марине, которой в Вяземы ежедневно посылаются подарки, один круче другого, – ожерелья, отрезы парчи, драгоценные каменья. А однажды царь посылает невесте целый табун ногайских лошадей, которых удивленная Марина «передаривает» своим подчиненным «поштучно». Еще одна забота царя в этот момент – «царица-мать», Мария Фёдоровна Нагая, инокиня Марфа. Ее царь перевёл в Москву сразу после его вступления на престол. Мария Фёдоровна признала в Лжедмитрии своего сына, но монашеский постриг не позволил ей жить в царских хоромах, и она поселяется в Вознесенском монастыре Кремля. Собственно, Лжедмитрий в этот период практически ежедневно посещает «мать», в том числе и с тем, чтобы та взяла на себя подготовку Марины к московской жизни, обучению ее принятому в Московии этикету и прочим премудростям жизни в статусе московской царицы. Забегая вперед: инокиня Марфа несколько «переусердствует», как представляя юной царице московскую жизнь излишне аскетичной, что Марина даже впадет в «культурный шок» от зарегулированности и подчиненности канонам и обрядам монастырской жизни, которой Марфа будет настойчиво предлагать Марине следовать и во дворце, так и неудержимой, практически, материнской любовью. Впрочем, Мария Фёдоровна Нагая – весьма самостоятельный игрок на смутной сцене: признавая во всеуслышание Лжедмитрия сыном, она (как считается) тайно направляет Сигизмунду верного человека с информацией, что признала-то сына она ложно, «по политическим мотивам», а, на самом деле, царь не настоящий.

12 мая (2 мая по московскому, юлианскому календарю) поезд царицы Марины торжественно въезжает в Москву. Сначала накануне приезжает челядь и обоз, и это тоже следствие исполнения сценария, - дабы не омрачить пышности великолепного поезда царицы видом сопровождавших ее повозок обоза и толп пешей челяди, число коей, как мы видели, исчисляется многими сотнями. Кто автор сценария въезда, нам неизвестно; вместе с тем, Марина уже начинает постепенно брать свою судьбу в свои руки, и очень вероятно, что это она сама так распорядилась порядком въезда свадебного поезда. Но первыми, во главе свадебного кортежа, в Москву въезжают королевские послы – помните – тот самый Николай Олесницкий, а также Александр Госевский. Только горожане на них не обращают особого внимания: оно, конечно, приковано к царице. А для въезда царицы в Москву Самозванец приготовил отдельный подарок – украшенную золотом и бархатом карету, запряженную 12 одинаковыми, «в яблоках», ногайскими лошадьми, которые были «белые с черными пятнами, как тигры или леопарды, которые были так похожи, что нельзя было бы отличить одну от другой» [13]. Волнение Марины понятно: мало того, что она в чужой и диковинной стране; мало того, что она царица этой страны, на которую возложены далеко идущие планы, в том числе, и религиозные, так еще и получен отрицательный ответ от папского престола на вопрос о возможности принятия причастия и миропомазания православным священником. Долгое ожидание этого ответа было связано с тем, что кардиналы колебались, и решение было отдано на Суд Инквизиции. Который решил, что такому не бывать, и что Марина должна оставаться католичкой не только в душе, но и на виду московитов. А как? И чтобы как-то унять это волнение, перед отъездом из Вязём она призывает к себе пастора, исповедуется и причащается чуть ли не впервые за всю свою долгую поездку. А от Папы приходит письмо (которое, конечно же, мы не знаем, в какой момент было получено Мариной, до или после въезда в Кремль), с благословением и надеждой, что Марина не подведёт: «Неоднократно мы будем впредь изъявлять твоей светлости чувства отцовской нашей любви; тебя, подобно новому растению, посаженному в вертограде Господнем, будем орошать честными благословениями, чтобы, принося ежегодно счастливый плод, ты множилась подобно виноградной лозе, осеняющей дом твой. Благословенная Господом дочь моя, да будут благословенны все сыны твои, от которых мы ожидаем, что они будут такими, какими их хочет видеть церковь и какими она вправе ожидать их от набожности родителей, то есть всегда готовыми к распространению веры христианской» [14].

Перед самым въездом в Москву ее ждут новые подарки: еще более пышно убранная, вся в золоте и серебре по бархату, огромная карета. Но не сама она вызовет восторг. Когда Марина подойдет к карете, и перед ней распахнут двери, она обомлеет: там будет сидеть маленький очаровательный красавец-арапчонок, на коленях у которого смешная обезьянка будет жевать невиданный фрукт – банан. Если что по настоящему и очарует Марину в диковинной Московии, так это разъезжающие в каретах арапы-мальчишки с живыми обезьянками. И бананы, конечно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1310 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.