Памятники истории

Проекты по сохранению или восстановлению памятников культуры и истории. Участие и помощь Фонда в таких проектах определяется, прежде всего, отношением к такому памятнику местного населения или наличием группы энтузиастов, готовых заниматься его сохранением.

Проекты

Самоцветы русской короны. Ч 2, сюжет 7. "Наяснейшая Марина Юрьевна всеа Руси". Марина Мнишек. Сцена 1-я, "Взлет и падение"

25 августа 2022

  


В самое начало.
 
К предыдущему (Мария Скуратова-Бельская) сюжету.

 

Сюжет 7. «Наяснейшая Марина Юрьевна всеа Руси». Марина Мнишек.

— Всегда у нас на Руси так: казаки

 начинают, а стрельцы заканчивают. 

Бородин Л. И. «Царица смуты».

                Писать о Марине Мнишек чрезвычайно трудно, уж больно много о ней информации, в которой вычурно переплетены были и небылицы, свидетельства и домыслы, выдумки и легенды. О Марине Юрьевне написана масса литературы, гораздо больше, чем о героинях наших предыдущих сюжетов, вместе взятых; ее биографией занимались и польские, и российские историки, такие знаменитые, как, например, Костомаров [1]. Яркость этой фигуры привлекала внимание писателей и поэтов; не обошел стороной Марину А.С.Пушкин в своей исторической драме «Борис Годунов», сделавший Мнишек практически главной героиней. В знаменитой переписке с Петром Андреевичем Вяземским, где он пишет своё бессмертное «трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!», Пушкин прошёлся и по своей героине Мнишек: «Моя Марина славная баба» и «она волнует меня как страсть»[2]. Но не только Пушкин был очарован Мариной; писал о ней и Фридрих Шиллер (неоконченная драма «Деметриус»), и Владимир Хлебников (поэма «Марина Мнишек»), а незабвенная Марина Цветаева посвятила тёзке целый ряд стихов, считая, похоже, одинаковость их имен зна́ком свыше. Наверное, потому и мой текст оказался очень большим, таким, что пришлось разбить его на «сцены».

                О Марине Мнишек есть огромное количество свидетельств очевидцев, знавших и видевших ее лично, бывших при дворе, в свите или в непосредственной ее близости, что не делает эти свидетельства безусловно достоверными: элементы легенд и очевидных небылиц повторяются и тут; что же касается личностных оценок и характеристик этого персонажа, то их диапазон столь же широк, как широка и неоднозначна сама натура нашей героини. Более того, сохранился и доступен для чтения «Дневник Марины Мнишек» [3], о котором, правда, исследователи больше, чем в отношении личности Марины, согласны во мнении, что написан он совсем не Мариной, но кем-то (споры продолжаются) из ее свиты.

                Количество легенд, окутавших имя Марины Мнишек, зашкаливает и выходит не только за рамки правдивости, но и здравого смысла: в целом ряде городов есть «дома» и «дворцы», которые с удовольствием показывают туристам местные экскурсоводы, где, якобы, жила или останавливалась Марина. Есть такой дом в Калуге, - Палаты Коробовых – которые по сю пору именуют  в народе «домом Марины Мнишек». Но нет, терем купцов Коробовых построен спустя полвека после смерти нашей героини. «Дворец Мнишек» во Пскове – Палаты на Романовой горке - интересен тем, что Марина никогда не бывала во Пскове. Но самое, наверное, известное здание в российской «топонимике Мнишек» - Круглая башня Коломенского кремля, прозванная «Маринкиной». В 1614-м году, поймав на Яике бежавших туда из Астрахани Марину, казачьего атамана Ивана Заруцкого и ее (их?) четырехлетнего сына «Ивашку Ворёнка», пленников доставили в Москву, где Заруцкого посадили на кол, Ворёнка повесили у Серпуховских ворот, а Марину заточили в темницу. Там она и умерла «с тоски, по своей воле». У казни четырехлетнего Ивана-Ворёнка есть своя трагическая полубыль-полулегенда: говорят, петля не затянулась на шее малыша, и потенциальный претендент на место уже избранного первого Романова погиб лишь спустя несколько часов висения на эшафоте от холода. Коломенская легенда говорит, что Марину, после казней ее последних близких, заточили в той самой Круглой башне, где она от тоски и умерла, однако ни одного свидетельства того, что это так, нет. Поэтому, принимая такую легенду, очевидно, надо и принимать ее «народную поправку»: не с тоски умерла, но обратилась в сороку и улетела.

                Но из обилия легенд и сказок несомненно одно: личность Марины Мнишек – совершенно незаурядна; это тот персонаж в нашей истории, которого надо считать ключевым к пониманию того, что же такое Смута. И если даже среди всех «смутных лидеров» нашей истории Марина Мнишек занимает одно из центральных мест, то среди женщин того периода равных ей просто нет. Эта женщина была женой двух самозванцев; эта женщина первой в истории Руси была коронована как русская царица, оставаясь притом и полячкой, и католичкой, причем, похоже, коронована дважды; эта женщина родила потенциального наследника, вместе с именем которого пыталась вернуться на трон в третий раз, за что и поплатилась смертью сына.

                Кем же была Марина Мнишек? Кто-то считает ее отъявленной авантюристкой, поставившей столь глобальную цель, - занять московский престол, - что шла она к ней, несмотря на гибель трех ее «проводников»: Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и своего сына Ивана «Дмитриевича». Другие считают ее инструментом в руках вершителей «глобальной геополитики». Эти последние видят за Мариниными действиями разных «кукловодов». Кто – папский престол, поставивший, якобы, цель руками Марины привести Московию к унии и католичеству, кто – короля Сигизмунда, решившего в тайне от шляхты прибрать Московию к рукам, кто – беспринципного, жадного и абсолютно меркантильного ее отца, Ежи (Юрия) Мнишека, сделавшего дочь орудием своей неуемной алчности, а кто-то – и не Ежи Мнишека даже, а его жену и мать Марины, Ядвигу Мнишек-Тарло.

                Есть замечательная книжка о Марине Мнишек, которую я от души рекомендую тем, кто хочет погрузиться в характер нашей героини максимально глубоко. Это книга Вячеслава Николаевича Козлякова, вышедшая в серии «ЖЗЛ» в 2005 году. Она так и зовется, «Марина Мнишек» [4], а автор пытается на ее страницах примирить все, перечисленные выше, версии. В самом деле, говоря об авантюрности самой Марины, как не вспомнить, что к моменту ее знакомства с Лжедмитрием I ей всего-то было 15 лет? Кто-то должен был направлять ее действия на первом этапе. Но ее история в смутной Московии длилась долгих 9 лет, за время которых наша героиня взрослела, менялась, а вместе с ее взрослением менялись и ее взгляды, и ее цели. Попробуем и мы разобраться в том, что и как происходило с ней, что привело ее на Московский трон и что заставило ее держаться этого трона всеми своими возможностями. И как это отразилось на ходе смутных процессов. Насколько это возможно, конечно, тем более, что «…между Самбором и Астраханью лежит целая бездна. По этому страшному пути пришлось пройти молодой, одинокой женщине. Условия, среди которых она жила это время, были самыми ужасными. Неужели, испытав все это, Марина не может рассчитывать на снисхождение ввиду обстоятельств, смягчающих ее вину? Нет, справедливость требует, чтобы судьи считались с этими данными, по крайней мере до тех пор, пока не будет произведено дополнительное следствие» [5].

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1305 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.