Норвегия

20 мая 2013

   Тем временем подъезжаю к Осло. Мои прилетают сегодня вечером, и я решаю забронировать ночлег максимально близко к аэропорту. Сначала гостиница. Обычные 3 звезды, окраина. Больших номеров нет. Одноместный – 1200 крон. (6000 рублей). Ага. Нет, я-то решил, что жить в Норвегии мы будем в домиках в кемпингах, но попробовать-то надо! Спрашиваю у навигатора о ближайшем кемпинге, но он в ответ несет какую-то чушь. На заправке на стенде информации нахожу кемпинг рядом с аэропортом. Еду туда.
– Домика для пятерых нет, – говорит милая мадам Лиза, владелица кемпинга, в котором она и ее дочка делают основную работу, – но могу предложить два очень маленьких. 250 крон каждый. – Вот оно. По таким ценам можно и по Норвегии путешествовать.

– Да, берем. – Кемпинг расположен на берегу чудесного озера с пляжем, откуда стайками начинают возвращаться мокрые ребятишки. Заполняю бланк.

– Правда, из России? – Удивляется Лиза.

– Конечно. Из Москвы.

– Для вас цена будет 200 крон за домик. – В дальнейшем фраза "мы из России" производила всегда один и тот же эффект: доброжелательно — удивленная улыбка, и скидки. За что они нас любят? Норвежцы искренне относились к нам лучше, чем к другим туристам, на протяжении всего путешествия. Наверное, в Норвегию едут не те соотечественники, что и в Турцию, более культурные, что-ли. Наследить не успели еще.

    Остается еще одна проблема — шлагбаум кемпинга закрывается в 23-00. А девчонки в это время только прилетают. Полчаса, чтобы выйти, 15 минут доехать. Лиза говорит, что дождется, хотя для этого кому-то, ей или дочери, придется лечь позже. Заказываю какого-то фаст-фуда, и еду в аэропорт. Забавное наблюдение: в Норвегии есть часть платных дорог, на которых заплатить можно только через телепасс — устройство, прикрепленное в машинах у местных, фиксирующее проезд через "платилку" и автоматически списывающее нужную сумму со счета, как в мобильном телефоне. Если телепасса нет, то камеры зафиксируют ваш номер, и счет придет по адресу регистрации. Интересно, куда придут наши счета? Есть, правда, еще опция — самому "сдаться" в течение суток в их офис и заплатить на месте, но мы ею не воспользовались. В аэропорту платная парковка устроена так, что ты сам определяешь, сколько будешь стоять. Крона — минута. Ставлю 15 минут. Потом еще 2 раза бегаю доплачивать. И вот, долгожданная встреча. У них отпуск начался 3 часа назад, а у меня уже впечатлений выше крыши. Смешанные чувства по поводу наших курятников — и спать.

  5 июля. Ну вот и первый полноценный день в Норвегии. И начнем мы его, как и положено, со столицы, с Осло. Хотя и говорят, что Осло — наименее интересное из того, что есть в Норвегии. Вскоре оказываемся в центре и идем гулять по набережной. Многолюдно, очень много разных скульптур. Впрочем, не только в Осло. Припарковавшись в самом центре Осло, в гавани, идем гулять. Вдоль причалов стоят самые разные суда, большей частью, исторические. Вот пароходик, похожий на азиатскую джонку, а вот минный тральщик времен войны.

А он действующий, на нем есть экипаж и можно войти и посмотреть, что мы немедленно делаем. Прикольно. Действующий корабль, с экипажем, можно обойти, покрутить ручки зениток…запрещающая веревочка не пускает только в каюты экипажа. А дальше пришвартован громадный океанский круизный лайнер «Queen Mediterranean». Девчонки тут же определили, в какой каюте они хотели бы жить. Слева по курсу возвышается холм, на котором находится крепость. Покупаем мороженое и идем туда. Жара, однако, на горизонте расположилась свинцовая туча, которая, видимо, нацелилась на нас. Поднимаясь по дорожкам крепости, Лелька обнаруживает землянику. Надпись на табличке при входе гласит, что крепость – это не только музей, но и Генеральный штаб норвежской армии. Есть почетный караул в национальной форме, марширующий по дорожкам, проложенным по верхней части валов, окружающих крепость. Попытка детей забраться на этот вал была пресечена караулом командой «Down», что, впрочем, не помешало нам сфотографироваться с караулом.

    Выходим из крепости в другую сторону и обнаруживаем паровозик – обзорный тур по Осло, к которому мы подошли одновременно с той самой тучей, которая и решила пролиться. Спрашиваю у «машиниста», успеем ли мы купить мороженое.

   – Конечно, – отвечает, – мы вас подождем. Экскурсия на английском, и ровно по тем улочкам, которые мы уже прошли пешком. После обеда (пицца, зато в центре Осло) выдвигаемся к первой запланированной достопримечательности – деревянной церкви в Хеддале. На автомате ставлю на навигаторе «Хеддаль» и еду по подсказкам «шестого члена экипажа», не особенно сверяясь с картой. Навигатор – хорошая вещь, но только вместе с собственной головой и пониманием в ней, куда, собственно, тебе надо. Это был одноименный поселок Хеддаль в 20 км от нужного нам, но в сторону гор. Так мы и схватили первый участок норвежской горной дороги, не подготовив к ней детей (обычно, мы даем детям по полтаблетки драмины от укачивания), и пришлось делать вынужденную остановку. Остановившийся рядом пожилой сердобольный норвежец произнес таинственное «ginger» — средство от морской болезни. Потом в словаре нашли перевод – имбирь. Надо будет попробовать.

   Ближе к семи вечера подъезжаем к искомой деревянной церкви – самой большой из деревянных церквей 12 века в Норвегии.

Деревянные церкви — это одно из чудес, за которым надо ехать в Норвегию. Из тысячи существовавших когда-то, сохранилось 28, и три из них (самую большую в Хеддале, самую известную в Боргунде и самую старую в Урнесе) мы планируем посетить. Церковь производит неизгладимое впечатление, особенно на фоне ее древности. Мы поражаемся нашим деревянным церквям, которые в гораздо худшем состоянии, а они, самые старые из них, шестнадцатого века. А тут – одиннадцатый – двенадцатый. Секрет сохранности мы прочитали там же: они дощатые, с продуманной системой вентиляции. Тем временем подходим к ней одновременно со служащей, которая закрывает дверь на ключ. 19-00. Ну что ж. Значит, и нам надо искать место для ночлега. Находим его в ближайшем кемпинге в виде двухкомнатного домика, но все же без удобств. 560 крон. Для того, чтобы попасть в кемпинг, надо проехать переезд со шлагбаумом через… взлетно-посадочную полосу спортивного аэродрома. Прямо напротив нас в ангарах стоят планеры, а чуть поодаль – легкомоторные самолетики. Вечером перед сном наблюдаем показательные выступления беспилотного самолета – авиамодели, которая вытворяла в небе нечто невообразимое руками дядьки, стоящего на взлетно-посадочной полосе. Сегодня обнаружена особенность субботней работы магазинов в Норвегии. Чем меньше городок, тем раньше закрываются его магазины по субботам. Я был послан в супермаркет за продуктами и обнаружил работающий магазин лишь в более или менее крупном городке в 20 километрах от нас, хотя в нашем городке были и Спар, и много чего еще, но все оно закрылось что в 14, что в 15. О воскресении даже не думаем.

   6 июля. Сегодня у нас другая достопримечательность – Лисефьорд. Это один из самых красивых южных фьордов Норвегии со знаменитой «кафедрой» — утесом над фьордом на высоте 600 метров. Маршрут был спланирован так, чтобы сначала проплыть по Лисефьорду на пароме, а потом забраться на кафедру и посмотреть на тот же фьорд сверху. Но для того, чтобы попасть на паром, идущий по фьорду, нужно преодолеть горный массив высотой больше километра (Кьраг), и спуститься по недавно построенной дороге к поселку Лисьебот на носике фьорда, прорубленной в скалах и имеющей 27 поворотов по 180 градусов.

Едем. Дорога постепенно поднимается выше и выше, деревья постепенно уступают место горным пастбищам, на которых пасутся круглые овечки с бирками в ушах или зелеными пятнами на спинах. Дорога принимает вид узкой полоски с карманами для разъездов машин, собственно, разъезд непрост даже в этих карманах, а уж с автобусом… Высшая точка. Вместо пастбищ – камни и снег, множество символических туров из камней и памятная доска, посвященная строительству этой дороги.

А теперь – вниз. Конечно, были в нашей жизни спуски покруче – в Тибете, например, где приходилось включать пониженный ряд на спуске, но и здесь мне пришлось перевести автомат нашего Лэнд Круизера в положение «L». От открывающегося вида захватывает дух, хотя, мне кажется, что девчонки поехали этот путь, закрыв глаза.

Особенно впечатлял разъезд с автобусом на повороте… Спускаемся в Лисьебот, и успеваем на последний паром, идущий в Сандес. Там у нас запланирован кемпинг на берегу песчаного пляжа, однако погода неумолимо портится. Полуторачасовое плавание по Лисефьорду захватывает дух. Отвесные стены, водопады, и, наконец, «кафедра».

В кемпингах на пляже мест нет, и мы едем в сторону Ставангера. Въезд в Ставангер платный, в интернете это описано (что въезды во все крупные города платные, но Ставангер – единственное место, где нам это попалось), но мы не планировали сегодня въезжать в город, мы просто искали кемпинг. На въезде в «нефтяную столицу» Норвегии находим домик в кемпинге. Теперь в нем есть две отдельные комнаты, но по-прежнему нет удобств, и мы отмечаем, что ночевки день ото дня становятся все более и более комфортными.

   7 июля. Пока все спят, быстро съездили с Иркой (К) в магазин. Черта с два, так рано они не работают. Правда, на заправке купили молока, яиц, сосисок и хлеба, так что завтрак нам обеспечен. Позавтракав, гуляем по центру Ставангера –

и на паром. Час пути, и плакат на стоянке сообщает нам, что отсюда идет трудная тропа на Перкестолен, продолжительностью 2 часа в одну сторону. Подозрения вызывают и группки людей, переобувающихся на стоянке в треккинговую обувь. Тем не менее, вооружившись зонтами и плащами, выступаем в поход. Погода все время меняется, но большую часть времени дует ветер и идет дождь. Тропинка представляет собой крупнокаменистую дорогу – лестницу,

по которой нужно идти вверх выше и выше. Перебрасываемся парой слов со встречными русскими. Удивительно, но соотечественники здесь вызывают положительные эмоции.

    На полпути они, идущие навстречу, говорят, что на кафедре дует очень сильный ветер. Во второй половине пути начинают открываться потрясающие виды, то на фьорд,

то в другую сторону, где живет горное озеро со струящимся в него водопадом. И вот долгожданная цель. Чувство страха и восторга одновременно. Егор ложится и подползает к краю.

По-моему, у его мамы сейчас случится инфаркт. Порыв ветра – повод для реального испуга – не унесет ли Лелика. Да и ей самой становится страшно. Минут сорок мы не можем уйти с этого места.

Я потихонечку молчу, что есть еще одна тропа, ведущая выше кафедры и приводящая к застрявшему в трещине камню, на который можно встать, и с которого открывается чудный вид на Перкестолен. Нам еще спускаться, а ноги у мам уже не гнутся. Спускаемся. Пройдя где-то две трети пути, встречаем тетеньку, сидящую на камне и плачущую. Устала, сил нет. Мне кажется, что наши девушки близки к этому состоянию. Только дети, как ни в чем не бывало, скачут по камням.

   Сегодня нам надо ехать дальше и очень долго, поскольку мы начали отставать от графика, и сегодня это отставание составляет почти день. Ставим себе цель – доехать до одного из самых интересных водопадов – Латтефосса. Дальше – потрясающая дорога с многочисленными водопадами и такими видами, что едем с открытыми окнами, чтобы фотографировать,

благо скорости на норвежских дорогах далеко не высоки. Ограничение везде – 80 км/час, кроме нескольких магистралей вокруг Осло (100 км в час) и северных, где можно ехать целых девяносто. Дорога постепенно поднимается выше и выше и приводит нас к бездействующему летом горнолыжному курорту. Первая попытка устроиться в горнолыжной хижине ни к чему не приводит, а вот дальше – видим целую череду домиков, около одного из них тусуется группа мотоциклистов. Вот наш ночлег. Оборудованный всем дом со всеми удобствами, 650 крон. Нет только постельного белья, его, впрочем, нет нигде в Норвегии, кроме гостиниц. Дождь мешает нам воспользоваться одноразовым грилем, купленным на заправке.

     8 июля.Утро встречает нас солнышком. Неспешно собираемся. Сегодня наша цель – Берген. Но по пути нам встретятся другие достопримечательности. И первый – водопад Латефос. Вот, собственно, и он. Он не очень высок, но оглушительная сила чувствуется в двух его потоках.

Мощь потрясает воображение. Нафотографировавшись вдоволь, едем дальше, каждую минуту вскрикивая — справа водопад, слева водопад… Далее дорога лежит вдоль красивейшего Сёрдальфьорда, где в городке Лофтус путеводитель обещает клубничные и черешневые сады и дачи – дворцы, в том числе одну, принадлежавшую Григу. Табличка «Лофтус», каменная церковь, табличка «конец Лофтуса»…Домики симпатичные, но что есть что, мы так и не поняли. А вот и черешня. Вкусно, безумно. Вообще, национальная ягода Норвегии, видимо, клубника. Ее продают повсюду, поля и огороды встречаются даже за полярным кругом. Но чтобы черешня росла на широте Питера, как-то в уме не укладывается. Подходим к каменной церкви.

От нее так и веет стариной. Но не менее интересно побродить по церковному кладбищу и осознать, что даже триста лет назад в Норвегии люди жили существенно дольше, чем мы сейчас. Напротив церкви целая скульптурная композиция деревянных троллей, окружающих настоящее чучело оленя. Дети не упустили случая полазить по здоровенным троллям,

да и взрослые последовали их примеру.

    Дорожка тем временем приводит нас к Хардангер-фьорду, который пересекаем по традиции на пароме. Сколько их, этих паромов, у нас уже было. А сколько еще будет… Ближе к вечеру подъезжаем к следующей «плановой» достопримечательности – водопаду Стендальфосс.

 

Интересен он тем, что струя падает с наклонного утеса, и под ней (струей) можно пройти. Вопли, брызги, многочисленные фотографии на фоне водопада, под ним и «изнутри».

 

Счастье. Сегодняшняя ночь запланирована у нас в Бергене или его окрестностях. Время к вечеру, но до Бергена остается примерно 40 живописных километров, и мы устремляемся туда. В центр Бергена, деревянную гавань Брюгген,

попадаем около 6-30 вечера и обнаруживаем стоящий «под парами» экскурсионный паровозик, готовый через 15 минут тронуться в полуторачасовую экскурсию по Бергену – второму по величине и, наверное, самому красивому городу Норвегии. На традиционный вопрос – откуда мы, традиционно отвечаем – из России и получаем наушники. Сегодняшняя экскурсия будет идти на русском. Водитель (экскурсовод? Машинист?) не помнит только, на каком канале русский текст – маловато русских в Норвегии, но он точно есть. Город расположен на склоне гор, спускающихся к фьорду. Постепенно паровозик завозит нас на самый верх. Бергенские домики очаровывают своей скромной красотой. Никакой вычурности, все очень просто и тем особенно мило. Спустившись на паровозике вниз, снова поднимаемся наверх, на этот раз в вагончике фуникулера и рассматриваем красивейший Берген в лучах северного закатного солнца. А на выходе из фьорда – бергенской гавани стоит громадный круизный теплоход, дополняя своим видом идиллическую картину. Благодать.

Однако, уже поздно, а поиски ночлега всегда тем более затруднительны, чем позже мы это делаем. Какой насыщенный день. Ну не помню я, где мы ночевали.

     Да, еще одно «происшествие». У нас закончился ящик литовского пива и вина. Чтобы пополнить запасы, зашли в супермаркет. Нет, что в Норвегии проблемы с алкоголем, я знал, знал я и то, что крепкий алкоголь продается только в специальных магазинах («Виномоноплет», к концу поездки мы знали это слово наизусть), но так обломать нас с пивом… Вот оно стоит. Вот ты его берешь и несешь к кассе. «После 18 – нельзя», – На кассе стоит молодой парень. «Ну, может, нам, как иностранцам?» – «Нет, меня уволят!». Ладно, схитрим. Заходим в бар и просим три бутылки пива. «Кружки?» – уточняет бармен, – «нет, бутылки». Бармен приносит бутылки, но, почувствовав неладное, переливает их в кружки. На вынос нельзя. Девчонки давятся и пьют (а что делать, не выливать же, а сейчас не хочется). Так что вечер без пива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Читайте также

Славянское Кольцо

Славянское Кольцо

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.