Норвегия

20 мая 2013

Норвегия.

 

 

Наверное, это был бородатый, в рогатом

шлеме, дикарь-викинг, говоривший на том

русском языке, который еще похож и

на славянский, и на польский, и на сербский.

Ю. Олеша., "Книга прощания"

 

    Путешествия – штука сложная. Их ждешь с нетерпением, разглядывая карты, придумывая, что произойдет, и как потом ты будешь рассказывать друзьям о том, что видел. Но всегда потом что-то упустишь, забудешь. Нет, конечно, можно рассказывать по фотографиям, но впечатлений так много, что иногда из памяти стираются названия не только достопримечательностей, но и самих городов… Единственный выход – дневник. Но путешествие – это такое время, когда события вокруг тебя проносятся столь стремительно, что свободную минутку хочется использовать для отдыха (от отдыха). Тем более интересно знать, в каких местах, в каких условиях написаны в дневнике те или иные строчки. В моем тибетском дневнике, особенно во второй его половине, стали сами собой проскакивать ссылки на место написания. Без умысла, но неспроста. О чем это я? Я сижу на открытой палубе парома Клайпеда – Карлсхамн в предвкушении удивительного путешествия по Норвегии. А позади – 1200 км по России – матушке, Белоруссии и Литве, пройденные менее чем за сутки. Собственно, путешествие еще не началось, а впечатлений – уже море. Вот оно. Балтийское. Капельки брызг падают на экран, хотя палуба – шестая…

  2 июля. Старт, как и предполагалось, произошел после работы, в районе 7 вечера. Вещи погружены еще во вторник, все упаковано, все готово, на работе, как всегда в таких случаях, цейтнот. Вечерняя пробка объезжается на удивление удачно. Полетели. Нет, я для себя решил, что лететь не будем, собственно для этого и надо было выезжать в среду вечером, а не в четверг рано утром. Заправляюсь на "Лукойле". 25-40. Однако…

   Дорога – обычная Минка. Т.е. где – то в районе Дорохово ставим круиз-контроль на 105, гаишникам мы с такими показателями не интересны, а средняя скорость держится приличная. Главное – не заснуть. Собственно, этот лозунг и будет нас преследовать всю дорогу и обострится до критического перед Клайпедой. Гагарин. Попутных нет, только встречные. От безделья нажимаю на газ. Откуда он взялся? Почему никто из встречных не мигнул? Надеюсь, что 300 лишних рублей российский бюджет потратит на благие цели. Но, хочу Вам сказать, товарищи, что мигать мы перестали. Научили всю Европу, а сами… Предупреждают о засадах все, поляки и литовцы, хохлы с бульбашами, чемпионы Европы по футболу и хозяева чемпионата (австрийцы, так точно, про швейцарцев, наверное, не знаю). И только мы перестали. Да американцы никогда не мигали. Блин. Пока мне оформляют штраф, на дикой скорости со стороны Москвы приближается старенькая «Ауди». Милиционер самоотверженно бросается наперерез. Аудюхе, чтобы остановиться, потребовалось метров 300. Оттуда выскакивает парнишка студенческого вида и бежит изо всех сил в сторону милиционера. Короткий разговор, студент бежит обратно и с визгом и пробуксовкой колес срывается дальше. Второй милиционер, занятый оформлением штрафа мне, поворачивается к своему коллеге:

– Что это было?

– На поезд опоздали. Догоняют…

400-й км. Время к 12-ти., надо спать. Многочисленные мотельчики в районе Смоленска, как обычно, проскакиваются (жены рядом нет, она комментирует такие «проскоки», отчего меньше их почему-то не становится). Вот. По левой стороне громадная стоянка дальнобойщиков, рядом мотель. Места есть, 1500 р.

– Ого, – говорю.

– Тогда есть за 400 и 700. За 400 без душа и туалета, а за 700 – кровать односпальная.

– А душ? –- говорю.

– Есть.

–А что плохого кроме узкой кровати?

– Да все нормально, но я думала, вам широкая нужна… – около стойки тем временем вьются особи, претендующие, видимо, на часть кровати из номера за полторы. За 700 меня устроило. Там же иду ужинать. Меню впечатляет – 5 страниц главных блюд.

– И все есть? – удивляюсь.

– Ну да, только готовить надо, не быстро.

– Нет, мне быстро, я хочу спать. – У меня предыдущая ночь выдалась не очень-то, часа 4 спал, надо быстрее.

– Тогда поджарка или отбивная, с гречкой или картошкой. Салат овощной или мясной.

– Ок. поджарку с гречкой и мясной салат. И пиво – у вас ведь разливное, – показываю я на соседа, который пьет пиво из кружки.

– Разливного нет, но мы для Вас нальем в кружку из бутылки. – Через пять минут приносят заказ. Отбивная с рисом и овощной салат. Ну не было гречки с поджаркой… Будильник ставлю на 6 с мыслью, что поздно. На завтра 800 км с границей, а на пароме надо быть не позднее 18. Проваливаюсь в сон.

3 июля. Организм сам пересчитал время и разбудил меня без четверти пять. Правильно, должен же быть запас. Достаю пакетик с кофе и понимаю, что чайник остался в машине. У входа в кресле спит дама, вчера претендовавшая своим внешним видом на половину двухместного номера. Видимо, номер этот остался не занят. Перед границей с Белоруссией доливаю в бак дешевого (ха-ха) российского бензина. Граница проскакивается с хода, опять забываю оформить транзит (5 долларов заплатить). Ну ладно, на выезде заплатим. Белоруссия встречает, как обычно, удивительной ухоженностью всего, что проезжаешь. Идиллическая картина покрашенных хат и заборов, техника в поле, везде подстриженная травка. И глобальный ремонт дороги. Нет, все очень цивилизовано, по-европейски огорожено и обозначено, но я-то планировал здесь скорость 120, а она 80… ну ничего. По радио передают праздничные марши – в Беларуси сегодня праздник, день Независимости. Будут парады, военный и спортивный, марши, гуляния, вечером – салют. Начнется все в 10 утра. Рванем-ка мы через Минск. Я очень люблю проезжать через центр Минска, мне кажется, что этот город должен возглавлять рейтинг самых чистых, самых ухоженных городов мира. Хотя, конечно, красота Минска, наверное, картинная, показная, поэтому любимыми городами остаются Киев и Вена, но проезжать через Минск всегда радостно. А тут еще и праздник, флаги, фонтаны, милиция в парадной форме. Вот она еще и палочкой машет.

– С праздником, товарищ капитан, – говорю. Собеседник расплывется в улыбке.

– А знаете, какой сегодня праздник?

– Конечно. День Независимости.

– Эх, правильно, только еще и день ГАИ. Счастливого пути. – В этот раз Минск превзошел себя. Таким праздничным я его никогда не видел. Захотелось приехать сюда уже прицельно на пару-тройку дней. Поразило, что на всех развязках, на всех перекрестках и даже переходах дежурят гаишники или мальчики в камуфляжной форме.

   В сторону Вильнюса продолжается магистраль, правда, с ограничением 100, потом основная дорога уходит на Гродно, а в Вильнюс идет широкая двухрядка с асфальтированными обочинами. Я же еще кофе не пил сегодня! До границы 100 км, на выезде надо заправиться «дешевым» белорусским бензином. Вот там и попьем. Лукойловская заправка. На вопрос, чем тут можно заплатить, отвечают – да всем. Только скажите, чем будете. Рублями. Литр 95-го получается 28 рублей. Толи еще будет. Кофе здесь нет. Тогда – на Запад. Белорусские пограничники при параде. Подошедшую ко мне женщину поздравляю с праздником.

 – Да разве это праздник, – говорит она, но, смутившись (не то сказала), добавляет, что в том смысле, что работать надо. На границе висит громадный плакат со стрелочками – в какое окошко идти, в каком порядке. Наконец-то. Хотя лучше как у литовцев – никуда ходить не надо. 5 долларов или 5 евро – транзит, паспортный контроль, таможня. Таможенник просит открыть багажник. Открываю, конечно, задний. «Счастливо!». 5 минут – вся граница. Бокс не вызвал никакого интереса. Я на границу закладывал 1,5 часа. Если так пойдет, останется время погулять по Вильнюсу или Каунасу, а то и в Тракай съездить. Не говори гоп. Проезжаю границу (контрольно-следовая полоса, когда только сделать успели?) и упираюсь в хвост очереди. 15 минут стоим без движения, затем нас запускают в пограничную зону. Не все так страшно, но в результате часа полтора потери. Пожилой литовец просит паспорт и техпаспорт.

  – А бокс пустой? – спрашивает.

  – Нет, – говорю. – Под завязку.

  – А куда едете?

  – В Норвегию. А сейчас в Клайпеду на паром.

  – Счастливо! – На навигаторе ставлю центр Вильнюса, и через полчаса там и оказываюсь, хотя ТомТом упорно пытается заставить ехать по односторонней улице навстречу. Отметились. Ставлю на навигаторе Тракай. «15 минут», – говорит ТомТом. Ок, едем. Вильнюс. Милый провинциальный городок, не столь ухожен, как Минск, однако очень душевный. Хотя нет. Вот район из нескольких небоскребов. Трафик довольно приличный. Через 25 минут я уже в Тракае. Озера, потрясающие виды, замок


как на открытке. И много — много частных домиков, палисадники которых приспособлены под парковки для многочисленных туристов. Несколько фото. Следующая цель – Каунас. Что у нас со временем? Есть время погулять по Каунасу, да и покушать бы… выезжаю на магистраль Вильнюс – Каунас – Клайпеда. Скорость ограничена 100 кмчас. Снова 105 на круиз-контроле, и снова борьба со сном. На одной из стоянок заезжаю в придорожную кафешку с мыслью выпить чашку крепкого кофе. Только литов нет.

 – Можно карточкой заплатить?

 – Не можно… Едем дальше без кофе. Поворачиваем по указателю Центр. Громадный Мега-Центр. Снимаю в банкомате 300 лит. Дурак, начиная с этого места можно было везде платить карточкой. А пока захожу в столовую мега-центра, набираю всего и много. 30 лит…где мы живем? В том же центре покупаю ящик пива, упаковки гренок и колбасок. Выпиваю наконец-то чашечку кофе. Сколько времени? Четыре часа до отхода парома. Вроде, нормально: 200 км пути по магистрали — 2 часа, за час до отплытия – окончание регистрации, еще час – запас на всякий случай. Едем. И снова меня начинает клонить в сон. Щипаю себя, пою себе песни, меняю режим езды… В какой-то момент понимаю, что на мгновение отрубился. Черт, так ехать просто опасно. Останавливаюсь в симпатичном месте в лесу у кафешки и засыпаю. Спал, наверное, минут 20, хотя организм, запрограммированный на команду «Не спать!!», еще минут 5 сопротивлялся. Просыпаюсь бодрым. Чашечку крепкого кофе для закрепления результата. В кафе молоденькая девушка.

 – Большую чашку крепкого кофе. – Глаза становятся круглыми. Не понимаем. Ок.

 – А big cup of strong coffee, please. – Не понимаем. – Einer grossen Tasse starkes Kaffee bitte… – черт. Показываю на большую чашку. Показываю на кофе и интенсивно «кладу» туда много-много кофе. Получилось!!! Пью на скамейке под огромными соснами. Но запаса времени всего полчаса. Ставлю на ТомТоме ferry port Клайпеда и еду агрессивно, поскольку мало времени и чтобы не уснуть. Клайпеда. Навигатор ведет меня на объездную. Ну да, прав – припоминаю я расположение порта. Сейчас будет поворот направо. Знак – дорога ведет в тупик. Все перекопано. Вот он, для чего запас-то нужен был. Несколько безуспешных попыток пробраться к месту назначения (то тупик, то переезд навсегда разобран), – и я со злостью выключаю навигатор, возвращаюсь в центр, трачу несколько драгоценных минут на заправку уже не дешевого (ха-ха, всего то чуть больше 40 рублей за литр, в Швеции я еще не был), бензина, и по указателям въезжаю в порт за 15 минут до конца регистрации. Короткая процедура – и я на борту парома. Можно расслабиться.

   На пароме есть все для нескучной жизни – бары, ресторан, магазин такс-фри, где я за копейки покупаю 2 бутылки чилийского мерло. Хотя паром, конечно, меньше финских собратьев, но разве размер имеет значение? Совершенно не производит впечатление клайпедский порт,


особенно по сравнению с Гданьском — Гдыней, из которой мы когда-то плыли в Шведскую Карлскруну по соседству с сегодняшним Карлсхамном. Тогда паром проходил мимо порта, сухих доков, военно-морской базы, и мы стояли часа 2 завороженные, глядя на все это, на открытой палубе. День заканчивается шикарным шведским столом за 48 лит, душем и глубоким безмятежным сном. Даже не знаю, качало ли.

 
  4 июля. Просыпаюсь совершенно выспавшийся, бодрый, с чувством здорового голода. На горизонте появляется земля, тетя из репродукторов зовет всех на завтрак. Кстати. 18 лит и еда (опять буфет), которой позавидует любой 5-звездочный отель. На выезде с парома – легкий контроль. Шведка в полицейской форме задает какие-то вопросы всем литовцам и белорусам. Моя очередь. Вопрос по-шведски. – sorry.

– Вам удобен английский? Нет ли чего запрещенного ко ввозу? – конечно, нет. – Добро пожаловать в Швецию. – Вообще, интересно, что полицейских в Европе мужчин и женщин примерно поровну.

   Первые километры по Швеции проходят в напряжении, затем успокаиваюсь и еду в нормальном темпе. Карлсхамн находится на юго-востоке Швеции, нам – на юго-запад. Перескакиваем по второстепенным дорожкам на шоссе, идущее из Дании в Гетеборг. Через некоторое время туда (в Гетеборг) и попадаю. Гетеборг – прекрасный городок с очень красивым парком по берегам маленькой речушки – канала. Несколько кругов по центру. Стадион.

Театр с фонтанами. Чудный город. Однако, едем дальше. Дорога – отличная европейская магистраль. Дальше на север магистраль только строится, и на вновь построенных участках очень удивляется навигатор: куда, мол, прешь, дороги-то нет… время к обеду. Достаю карту. Ну да. Граница с Норвегией совсем рядом — надо заправиться и перекусить. После заправки долго мучаю калькулятор. 67 рубчиков за литр. Это не предел. Съедаю бифштекс диаметром с луну и толщиной с пергаментную бумагу. Вкусно. Через 15 километров нас встречают знаки «таможня». Да. Норвегия входит в Шенген, но не входит в Евросоюз, поэтому пограничного контроля нет, а таможенный встречает меня виде молоденькой норвежки метр с кепкой. Опускаю стекло и смотрю на нее сверху вниз. «Бла-бла-бла». – «Sorry?» — говорю в ответ. «English?» — да. На заднем сидении у меня стоит ящик пива, купленный в Литве. «Не везете ли вы еще алкоголь, кроме вот этого ящика?» – «Конечно, нет». ( По Жванецкому – ответ подсказан вопросом, хотя в багажнике водка из России, настойки из Литвы, вино с парома).

 – Куда едете?

 – Путешествуем по Норвегии, проедем через всю страну, покинем ее через северную границу в Мурманске, а в середине еще и на Шпицберген слетаем.

 – Вау! – говорит таможенница, – милости просим! – Я в Норвегии. Еще одна страна в нашем списке. И первый же норвежец (норвежка) проявляет по отношению к нам такое дружелюбие… потом оно будет преследовать нас.

    А за неделю до этого мы были в Австрии, в Вене, и это была одна из тех поездок, когда нас встречали везде с искренним радушием, а нам было приятно встречать соотечественников, и, чуть ли не впервые, было совершенно не стыдно за наших, и была гордость за принадлежность к России. Здесь радушия было еще больше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Читайте также

Славянское Кольцо

Славянское Кольцо

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Следуйте за нами: 
© Фонд «РУСЬ ИСКОННАЯ», 2024
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.